Ученические проекты по информатике
Методические рекомендации для учителей и
учащихся
Автор : Мугалимов Д.Т., к.п.н.,
учитель информатики СОШ №1,с.Бураево.
[к оглавлению статей]
Исследование является одной из форм человеческой
деятельности, в основе которой лежит интерес и любознательность,
активное отношение к окружающему миру с целью его изменения и
преобразования. Это относится и к научному исследованию, однако
здесь имеется ряд характерных особенностей. Научное исследование
– целенаправленное познание, результаты которого выступают в
виде системы понятий, законов, теорий.
Если в научном исследовании главной целью является получение
объективно нового результата, то целью учебной исследовательской
деятельности выступает приобретение навыка исследования как
универсального способа освоения действительности, развитие
способности к исследовательскому типу мышления , активизация
личностной позиции на основе приобретения новых знаний.
Учебная исследовательская деятельность связана с решением
учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее
неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов,
характерных для исследования в научной сфере. Под новыми
знаниями нужно понимать самостоятельно получаемые знания,
являющиеся новыми и личностно значимыми для конкретного
учащегося.
В традициях науки принято, чтобы исследование проходило
следующие основные этапы: постановка проблемы,
- изучение теории, посвященной данной проблематике,
- подбор методик исследования и практическое овладение
ими,
- сбор собственного материала, его анализ и обобщение,
- научный комментарий,
- собственные выводы.
Текст ученической исследовательской работы, как и научной
работы должен отличаться своей логичностью. Для осуществления
научной исследовательской деятельности необходимо знать и
применять основные законы и правила логики.
Закон тождества – все понятия и суждения
должны носить однозначный характер, исключающий двусмысленность
и неопределенность.
Закон противоречия – не могут быть
одновременно истинными два высказывания, одно из которых что-то
утверждает, а другое отрицает то же самое.
Закон достаточного основания –всякое
суждение должно быть достаточно обоснованным, прежде чем быть
принятым за истину.
Помимо собственно исследовательских работ результатом
поисковой деятельности могут быть и другие типы ученических
работ:
Реферативные – написанные на основе
нескольких литературных источников, предполагающие сопоставление
данных разных источников и на основе этого собственную трактовку
поставленной проблемы.
Экспериментальные – написанные на основе
выполнения эксперимента, описанного в науке и имеющего известный
результат, но предполагают самостоятельную трактовку
особенностей результата в зависимости от изменения исходных
условий.
Описательные – направлены на наблюдение и
качественное описание какого-либо явления. Могут иметь элемент
научной новизны. Отсутствует корректная методика исследования.
Подготовка ученического исследования.
Исследовательская работа учащегося должна демонстрировать
соответствующие знания и умения в области конкретных изучаемых
предметов, умение работать с первоисточниками, использовать
различные методы исследования, способность к систематизации и
структурированию полученного материала, умение обобщать, делать
выводы, сопоставлять различные умозаключения, давать оценку
событиям и явлениям. Ученическое исследование проводится по
общей схеме научного исследования.
Общая схема ученического исследования
- Выделение и постановка проблемы (выбор темы
исследования).
- Обоснование актуальности выбранной темы.
- Постановка цели и конкретных задач исследования.
- Определение объекта и предмета исследования, выдвижение
гипотез.
- Выбор метода (методики) проведения исследования.
- Поиск и предложение возможных вариантов решения
проблемы.
- Сбор материала, обобщение полученных данных.
- Описание процесса исследования.
- Обсуждение результатов исследования.
- Формулирование выводов и оценка полученных результатов.
- Подготовка проекта (презентации, Web-сайты, макеты и
т.д.) и его защита.
Начиная исследование, учащийся должен видеть свои действия в
перспективе, мысленно представить всю работу. Исследовательская
работа проходит несколько основных этапов:
1-этап.
Выбор темы исследования, отбор и обработка оригинальной
литературы по теме исследования, подготовка объекта для
исследования.
Выбор формулировки темы – это начальный и очень серьезный
этап любого исследования. Тема должна быть актуальной, т.е.
практически полезной и представлять интерес в научном отношении.
Заглавие должно быть кратким и по возможности давать максимум
информации о ее содержании. Работы, посвященные узким темам –
прорабатываются более глубоко и детально. Выбирая тему
исследования, учащийся должен руководствоваться несколькими
правилами:
- тема должна быть интересна, должна увлекать,
соответствовать склонностям учащегося,
- тема должна быть выполнима, решение ее должно принести
реальную пользу (получение новых полезных знаний, умений,
навыков, развитие интеллекта, реализация исследовательской
потребности),
- тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент
неожиданности, необычности, способности нестандартно
смотреть на традиционные предметы и явления,
- тема должна быть выполнима, достижимы и постижимы
литературные источники.
1.Начальным этапом любого исследования является обоснование
актуальности выбранной темы. Объяснение актуальности должно быть
немногословным. Главное показать суть проблемной ситуации,
объяснить, для чего проводится исследование. Формулировка
проблемной ситуации – важная часть введения. Сформулировать
проблему исследования – значит, показать умение отделить главное
от второстепенного, выяснить то, что уже известно и что пока
неизвестно о предмете исследования.
2. Формулировка цели исследования, т.е. постановка вопроса,
на который надо получить ответ. При этом выдвинутая цель должна
быть конкретной и доступной. Работа должна быть нужной. Ее
результаты должны быть интересны не только самому учащемуся, но
и еще какому-то кругу людей.
3. После выделения цели необходимо указать на конкретные
задачи, которые предстоит решать (изучить, описать, установить,
выяснить, вывести формулу и т.п.).
4. Необходимым условием проведения исследования является
определение его объекта и предмета. В объекте выделяется та
часть, которая служит предметом исследования. ·
Объект исследования – процесс или явление, порождающее
проблемную ситуацию и избранные для изучения. · Предмет
исследования – все то, что находится в границах объекта
исследования в определенном аспекте рассмотрения. Предмет
исследования должен обладать узнаваемостью и поддаваться
описанию.
5. Выдвижение гипотезы – необходимый атрибут любого
исследования.
Гипотеза – это научное предположение, выдвигаемое для
объяснения каких-либо явлений. Гипотеза возникает как возможный
вариант решения проблемы. Затем эта гипотеза подвергаются
проверке в ходе исследования. Гипотезы позволяют открывать новые
возможности, находить новые варианты решения проблем. Гипотезы
дают возможность увидеть проблему в другом свете, посмотреть на
ситуацию с другой стороны.
2-этап.
Проведение ученической исследовательской работы
Сбор экспериментальных данных, сравнение их с литературными
данными и предсказаниями теории.
После того как выбрана тема, сформулированы вопросы, на
которые необходимо получить ответ – нужно попытаться собрать как
можно больше информации о предмете изучения.
Планирование работы подразумевает необходимость выбрать
методику проведения исследования, рассчитать, каким должен быть
необходимый объем наблюдений или количество опытов, прикинуть,
на какую часть работы, сколько времени у вас уйдет.
3 этап
Оформление полученных результатов работы. Подготовка и
написание текста, непосредственно сам процесс защиты работы. На
защите учащийся в своем докладе и при его обсуждении должен
показать, что он может кратко и ясно излагать свои мысли,
аргументировано отстаивать свои идеи и вести научную дискуссию.
План оформления исследовательской работы:
- Введение (обоснование актуальности, определение цели,
задачи, объекта, предмета, гипотезы исследования).
- Основная часть (литературный обзор, методика
исследования, описание исследования).
- Заключение (выводы и результаты).
- Список литературы.
1. Введение должно включать в себя
формулировку постановки проблемы, отражать актуальность темы,
определение целей и задач, поставленных перед исполнителем
работы, характеристику объекта, предмета, гипотезы исследования,
характеристику личного вклада автора работы в решение избранной
проблемы.
Введение – очень важная часть работы. Во введении должны быть
четкие ответы на следующие вопросы:
- Чем интересна данная задача с точки зрения науки или ее
практического применения?
- Какое место занимают результаты данной работы в общем
решении задачи?
- Зачем была выполнена работа, какова была ее цель и
насколько она была достигнута?
2. Основная часть должна содержать краткий
обзор используемой литературы и источников с выводами автора,
степень изученности данного вопроса, описание основных
рассматриваемых фактов, характеристику методов решения проблемы,
сравнение известных автору старых и предлагаемых методов
решения, обоснование выбранного варианта решения (эффективность,
точность, простота, наглядность, практическая значимость и
т.д.). Основная часть делится на главы (параграфы). В конце
каждой главы (параграфа)должны быть выводы. В выводах по
существу повторяется то, что уже было сказано в предыдущей
главе, но формулируется сжато, уже без подробных доказательств.
3. Заключение должно содержать в лаконичном
виде выводы и результаты, полученные автором (с указанием, если
возможно, направления дальнейших исследований и предложений по
возможному практическому использованию результатов
исследования).
4. Список литературы содержит в алфавитном
порядке список публикаций, изданий и источников, использованные
автором с указанием издательства, города, общего числа страниц.
Написание и оформление ученической исследовательской работы
Требования к содержанию работ. В работе должен быть
изложен фактический материал, результаты самостоятельной
исследовательской работы.
Работы должны носить исследовательский характер, отличаться
новизной, актуальностью, теоретической или практической
значимостью, грамотным и логическим изложением, включать
библиографию, постановку проблемы и сопровождаться выводами.
Написание литературного обзора является творческим процессом
и представляет собой одну из форм исследовательской работы.
Обзор – это систематизация и обобщение всех сведений,
содержащихся в оригинальных научных работах по определенной
тематике. В литературном обзоре нужно проанализировать
литературные данные, оценить их достоинства и недостатки,
показать общее состояние дел в исследуемой области науки к
моменту начала работы.
Защита ученической исследовательской работы
Подготовленная работа должна иметь определенную завершенность
и самостоятельность, содержать элементы научного исследования:
новые факты и новое освещение уже известных фактов,
систематизацию и обобщение данных, относящихся к теме
исследования.
Для научного исследования существуют следующие стандарты
представления исследования: тезисы, научная статья, устный
доклад, диссертация, монография, популярная статья. Ученическое
исследование, как правило, представляется в виде тезисов,
научной статьи, устного доклада.
Тезисы – краткое изложение содержания проведенного
исследования. Объем тезисов не должен превышать 1-2 страницы
печатного текста.
Научная статья – подробное изложение содержания проведенного
исследования. Напечатанная работа в сопровождении приложений,
иллюстраций (чертежи, графики, таблицы, фотографии) представляет
собой описание исследовательской работы. Все сокращения в
тексте должны быть расшифрованы.
2. Организация исследовательской деятельности учащихся по
информатике В нашей
школе научно - исследовательская работа ведется не первый год.
Изучаются темы взятые за пределами школьной программы, пишутся
ученические исследовательские работы , проводятся научно -
практические конференции . В настоящее время под эту работу
создана нормативно - правовая основа: разработано положение о
НОУ, составлен план работы, определены темы для научно -
поисковой работы и т.д.Одним из самых первых сторонников метода
открытия или исследования как основы обучения считают Яна Амоса
Коменского. Но, пожалуй, самыми пламенными защитниками этого
метода были российские педагоги и психологи начала XX века В.П.
Вахтеров и Л.С. Выгодский.
И сегодня очень актуально звучат слова В.П. Вахтерова о том,
что образован не тот, кто много знает, а тот, кто хочет много
знать, и умеет добывать эти знания.
Он подчеркивал исключительную важность мыслительных умений
школьников – умения анализировать, сравнивать, комбинировать,
обобщать и делать выводы; важность умения пользоваться приемами
научного исследования, хотя бы и в самой элементарной форме.
Исследование является одной из форм человеческой
деятельности, в основе которой лежит интерес и любознательность,
активное отношение к окружающему миру с целью его изменения и
преобразования. Это относится и к научному исследованию, однако
здесь имеется ряд характерных особенностей. Научное исследование
– целенаправленное познание, результаты которого выступают в
виде системы понятий, законов, теорий.
Если в научном исследовании главной целью является получение
объективно нового результата, то целью учебной исследовательской
деятельности выступает приобретение навыка исследования как
универсального способа освоения действительности, развитие
способности к исследовательскому типу мышления , активизация
личностной позиции на основе приобретения новых знаний.
Информация загружена с сайта
http://darvin54.my1.ru
[к оглавлению статей]
|