Методика подготовки к олимпиадам по информатике
Вопрос 1. Как научиться решать олимпиадные задачи по
информатике?
Чтобы научиться решать олимпиадные задачи по информатике,
надо решать задачи по информатике... Естественно при этом
заглядывая в соответствующею литературу.
Вопрос 2. Сколько необходимо решить задач, чтобы
достойно выступать на олимпиадах по информатике?
Вопрос задан конечно не корректно и ответить на него, пожалуй
вряд ли возможно, но сказать пару слов по этому поводу стоит.
Как мне соощил специалист в области подготовки к олимпиадам
ACM
Михаил Медведев,
то создать принципиально новую олимпиадную задачу не так то
просто, как может показаться на первый взгляд. По этой причине,
лица ответственные за проведения олимпиад просто берут задачи за
прошлые годы и подают их под "новым соусом". Часто случается,
что задачи для районных и зональных олимпиад по информатике
"сдирают" без каких либо изменений с сайтов посвященных
олимпиадному программированию.
Итак, поскольку многие задачи весьма и весьма схожи, то
необходимо научиться решать задачи из всего диапазона:
сортировка, динамическое программирование, длинная арифметики и
т.д.
Вопрос 3. Можно ли подготовить школьников к
олимпиадам по информатике в рамках школьной программы?
Думаю, что это нереально. Всем давно известно, что школьный
курс информатики - это одно, а олимпиады по информатике - это
совсем другое. Да, в примерной программе по информатике, в 9
классе, довольно большое количество часов уделено изучению
программирования. В учебнике Семакина для 9 класса обучение
программированию основано на языке Паскаль, у Угриновича примеры
дана применительно к Visual Basic. Но,
даже если применить дифференцированный подход к обучению
школьников, вряд ли этих часов хватит для подготовки к
олимпиадам отдельных школьников с "нуля".
Вопрос 4. Если часов по программе не достаточно для
подготовки школьникам к олимпиадами, то как тогда готовиться?
Вижу три варианта:
- Кружок по программированию
- Факультатив по программированию
- Личный энтузиазм...
|
|
По первым двум вариантам все понятно, но должно быть
понимание со стороны руководства школы. Частенько, между
учителями бывает "битва за часы", на кружок или факультатив по
программированию часов может и не перепасть.
Личный энтузиазм доведенный до крайней меры - это весьма
пагубное, на мой взгляд, явление. Российское образование не
должно держаться на энтузиазме. Иначе получается, что пока есть
энтузиазм - дело идет, закончился запал и все рухнуло. На
энтузиазме долго не протянешь, но его иногда стоит проявлять в
надежде, что дело сдвинется с "мертвой точки".
Вопрос 5. У меня 25 (26, 30...) часов основной
нагрузки, реально ли еще заниматься с учащихся на кружке по
программированию?
Как мне кажется, при такой нагрузке реальней сойти с ума, чем
готовить учащихся к олимпиадам. Искренне сочувствую всем
учителям с большой нагрузкой. Я понимаю, что брать большое
количество часов приходится не от хорошей жизни, но не понимаю,
как можно работать в таких условиях.
Вопрос 6. Могут ли школьники готовиться к олимпиадам
во внеурочное время и если могут, то как лучше организовать
подготовку?
Могут, но у них как минимум должен быть домашний компьютер. В
идеале должен быть еще и Интернет. При наличии ПК и Интернета
можно решать задачи на одном из специализированных сайтов с
автоматизированной проверкой решений, например на сайте
Школа программиста.
Вопрос 7. Что требуется от учителя для качественной
подготовки школьников к олимпиаде?
- Умение учиться. Ведь как случается, закончил человек
учебное учреждение и на этом его развитие в плане получения
информации порой и заканчивается. Для работы в школе вроде
хватит, так зачем еще заморачитваться...
- Всегда быть на связи. У вашего ученика может возникнуть
вопрос в любое время, есть ведь и такие, которые решают
задачки по ночам. Если вам не спится, то почему бы, при
возможности, ему не ответить при помощи той же "Аськи" или
программы Skype.
|