Легко ли быть учителем?
Евгений Мухутдинов
[к оглавлению статей]
На этой странице я постараюсь не
поднимать темы низкой зарплаты учителей и плохого оснащения школ методическими
пособиями. Хотелось бы поговорить о том, какие трудности встречаются на пути
начинающего учителя и как привлечь учащихся к изучению своего предмета.
Поскольку сайт рассчитан, в первую
очередь на учителей информатики, то у предложенного Вашему вниманию материала
будет соответствующая «окраска».
Найдутся учителя, которые при ответе
на вопрос: «Легко ли быть
учителем?», ответят: "Да, легко". Кто-то из них учитель от Бога, а кто-то, может
- излишне самоуверенный человек, кто-то даст диаметрально противоположный
ответ. А всегда ли просто дать ответ на этот вопрос? Ведь порой, после удачно
проведенного урока, считаешь себя,
чуть ли ни Макаренко и хочется работать и работать. А порой, не видя в глазах
учеников ничего кроме желания дождаться большой перемены и пообедать, думаешь, а
зачем мне это все нужно.
Я не буду спешить и начну все по
порядку. Около года назад, в связи с некоторыми перестановками в местной школе,
вакантным оказалось место учителя информатики. К преподаванию этого предмета,
никто из работающих учителей в школе не был готов. По этой причине, возникла
необходимость привлечь человека «со стороны». Выбор пал на меня, поскольку к
тому времени я оканчивал обучения в «Заочном техникуме МИФИ» и в обозримом
будущем должен был получить диплом программиста-администратора.
Честно говоря, предложение директора
школы вести информатику застало меня
врасплох. Представить себя в роли школьного учителя, я мог разве что в не
очень хорошем сне. После долгих размышлений, я все-таки согласился, подумав:
«Почему бы не попробовать?»
После нескольких проведенных уроков
прошла дрожь в голосе, появилась уверенность в себе. С момента моего появления в
Тихоноской СОШ в качестве учителя информатики прошло более года. Какой можно
подвести итог?
Могу сказать следующее, что я
переоценивал свои знания в области информатики и информационных технологий.
Конечно, у меня были навыки работы на
IBM
совместимом компьютере и некоторые теоретические знания. В реальной ситуации
потребовались более глубокие теоретические знания, ведь преподавая предмет
надо давать четкие и ясные определения, а не ограничиваться общими фразами.
Не надо наивно полагать, что ученики
не в состоянии определить, хорошо учитель знает свой предмет или плохо.
Необходимо тщательно готовиться к каждому уроку, чтобы не «садиться в лужу»,
ведь каждый ваш промах фиксируется учениками.
Могу сказать
следующее, что мне, наверное, крупно повезло в том плане, что я стал преподавать
информатику, а не какой-то другой предмет. Чтобы пояснить свою мысль, я приведу
выдержку из статьи «Школа и компьютеры:
нерадостная история многолетнего сосуществования и возможные перспективы»
написанной президентом
компании «Хронобус»
Урновым В.: « …на стороне учителей информатики был
огромный козырь - пришедший в школу компьютер, автоматически гарантировал их
авторитет у школьников, не говоря уже о других учителях и школьной
администрации».
Такой авторитет автор называет «непедагогическим», абсолютно верно подмечено.
Первое время, всего этого я не осознавал, но дело обстояло именно так. Компьютер
был всего один, и от меня зависело, сколько тот и иной человек за ним
«просидит». По этой причине, никто из учеников не хотел портить взаимоотношения
с учителем информатики. Хочу сразу сказать, что своим служебным положением я не
злоупотреблял. Временами доходило до того, что приходилось приносить секундомер
и честно делить время на каждого ученика.
Это было год назад, а какова ситуация сейчас? В компьютерном классе стоят пять
современных
IBM
совместимых компьютеров (в чем большая заслуга директора школы), интерес со
стороны учеников к ним уменьшился, но все же остается на высоком уровне.
Посмотрите на лица учеников на фотографии и Вы сами все поймете, но ведь ни у одного из этих учеников нет компьютера дома.
Первоначально я сетовал на этот факт, а теперь думаю: «А может это к лучшему?»
Ведь если компьютеры появятся у большого числа учеников, то от моего
«непедагогического» авторитета останется пустое место и я окажусь в положении
других учителей.
Что же делать? Ведь рано или поздно компьютеры будут в доме каждого ученика. Как
заинтересовать учащихся изучением теоретической части предмета? Что делать с
нарушителями дисциплины? Как поступать в конфликтных ситуациях?
Вопросов множество, но как найти правильный ответ. Ведь универсального пособия
для учителя
по всем возникающим вопросам
не существует.
После всех сказанных слов прошу откликнуться всех, у кого есть конкретные ответы
на поставленные вопросы. Ведь если временами тяжело мне при малом количестве
учеников в классе (максимум 11 человек), то как же работают учителя в классах по
20-30 человек. Ведь у многих из них при этом высокий процент знаний учеников.
Не раз задавался вопросом: «Можно ли использовать потенциал учеников, которые
нарушают дисциплину на уроках, в полезных целях? А есть ли у них вообще полезный
потенциал?» Как начинающему учителю мне было важно это знать. Чтобы это
выяснить, я решил провести небольшой эксперимент и задействовать в нем самого
«шумного» моего ученика (предположим, что фамилия его Иванов).
Так как дело шло к официальной дате Дня Учителя (5 октября), то я решил
предложить ему провести … урок
информатики. Сделал я это следующим образом. Подготовил небольшой сценарий урока
по теме «Что такое алгоритм», в котором ту часть текста,
которую учащимся необходимо было записать в тетрадь, выделил курсивом. Далее моя
цель была такой, чтобы остальные ученики класса не догадались, что «эксперимент»
рассчитан именно на ученика «Иванова». Я просто предложил, в преддверии Дня
Учителя,
провести любому желающему урок информатики. Как я и рассчитывал, первым
вызвался Иванов.
На перемене, перед уроком, Иванов изучил сценарий «мероприятия»
и получил краткие устные инструкции по ведению урока. Первый раз, за
время работы с этим учеником, я увидел в его глазах искреннюю заинтересованность
предложенной работой. Надо было видеть, как он усердно изучал предложенный ему
сценарий урока.
Попробовал придать уроку некоторый воспитательный по отношению к Иванову эффект.
Одному из учеников было предложено на уроке выполнять роль ученика Иванова, т.е.
вести себя так же, как на уроках вел себя Иванов. Что же касается
«новоиспеченного учителя», то он был наделен всеми необходимыми правами и
обязанностями, ученики его называли по имени-отчеству, а он следил за
дисциплиной в классе.
Т.к. главный нарушитель дисциплины во время урока оказался у доски, урок в
классе прошел на удивление спокойно. Весь материал был дан в полном объеме, но,
правда, пострадал ученик псевдо-Иванов. За нарушение дисциплины, после
многочисленных замечаний от «учителя» Иванова, ему пришлось часть урока провести
на ногах (сразу уточню, что этот способ наказания Иванов перенял не от меня).
Итак, одно я понял четко – положительный потенциал у конкретно взятого ученика
есть, но что дальше? Хотелось бы дальше написать, что Иванов стал хорошо
учиться и перестал нарушать дисциплину на уроке. Конечно это не так, хотя он
получил, на следующем уроке свою первую четверку за проверочную работу. Вопрос
как стимулировать желание учеников учиться, для меня открыт. Если вам есть, чем
поделиться из личного опыта или вы
просто хотите обсудить проблемы, которые накопились у вас,
пишите.
[к оглавлению статей]
|