А у нас компьютер в класс, а у Вас?
Татьяна ГУСЕВА guseva@alfaset.ru,
Евгений МУХУТДИНОВ itstyle@alfaset.ru, учитель информатики
[к оглавлению статей]
В то время как законодатель компьютерных мод - корпорация Intel - тратит
миллионы долларов на совершенствование образовательных систем во всем мире, а
правительство России реализует программы компьютеризации учебных заведений,
преподаватели информатики в школах российской “глубинки” продолжают бороться с
информационным вакуумом, оставаясь один на один со множеством проблем.
Реализуемые инициативы и программы все-таки зачастую носят локальный характер,
следовательно, вопрос приобщения к информационно-коммуникационным технологиям на
местах продолжает остро стоять и в настоящий момент. Почему же после окончания
школы (а иногда и ВУЗ’а) выпускники не в состоянии плодотворно трудиться по
причине крайне низкой подготовки в IT-области?
Около 20 лет назад с введения нового учебного предмета “Информатика” в России
началась так называемая информатизация образования. Много воды утекло с тех пор,
но и сегодня статистика, подтвержденная данными Всемирного банка, просто
плачевна: в среднем один компьютер приходится на 50 российских школьников. В
итоге всего 55%(!), то есть чуть больше половины выпускников российских школ
умеют работать с ПК.
Разрыв в уровне компьютерной оснащенности школ очень заметен между столицей и
периферией. По данным, полученным в ходе реализации программы Intel® “Обучение
для будущего”, в Москве персональные компьютеры имеются в 47% школ, в других
больших городах РФ – всего в 22%, а в селах этот показатель составляет всего 6%.
Чем не первопричина “цифрового неравенства”?
Нельзя сказать, что государство не предпринимает никаких шагов по улучшению
ситуации. Вот только насколько они действенные? Так, в ходе начавшейся в 2001
году президентской программы “Компьютеризация сельских школ” современные ПК были
направлены соответствующим адресатам. К сожалению, во многих сельских учебных
заведениях так называемые “путинские” компьютеры сразу же оказались в руках
школьных бухгалтеров, и ученики их даже не увидели.
Неудивительно, что президентской инициативы здесь явно недостаточно. В некоторых
школах за единственным IBM PC собирается до 15(!) человек. Как и что можно
преподавать в подобных условиях, совершенно непонятно.
Хотя тут вопрос скорее “политический”. По большому счету многое зависит от
руководства, ведь иногда администрация школы рассматривает ПК как некую
материальную ответственность, отягощающую баланс и ежегодную отчетность. Судите
сами: в результате принудительной компьютеризации в распоряжение учителя
информатики попадает класс с безумно дорогим оборудованием. Естественно,
руководству учебного заведения в обязательном порядке необходимо найти средства
на железную дверь, решетки на окна, а в идеале и на сигнализацию. Кстати, трудно
представить, что реально в сельских школах происходит и с вопросами сервисной
поддержки, да и на ремонт ПК денег также обычно никто не выделяет. В общем, с
появлением в школе компьютеров у администрации, как правило, возникает множество
дополнительных проблем.
Идем дальше. Ситуация с использованием компьютеров в школе на благо, к примеру,
фундаментальных наук воистину тупиковая. Даже в московских школах компьютеры
применяются, в основном, лишь на уроках информатики. В чем причины? Кроме
катастрофической нехватки компьютеров налицо отсутствие готовности большинства
учителей к использованию IT-технологий в своей работе, недостаток необходимых
специализированных программных продуктов. К счастью, сегодня производители ПО,
изучив нужды школы и решив вопросы с использованием ПК в коллективном учебном
процессе, уже предлагают приемлемые варианты. Но тут мы опять встаем на зыбкую
почву проблем, связанных с финансированием.
О каком использовании компьютеров в межпредметных областях может идти речь, если
в примерном базисном плане, в частности, по Волгоградской области на 2006-2007
учебный год, обязательными являются уроки информатики в смехотворных объемах: в
8 классе – 1 академический час в неделю, в 9 классе – 2 часа, в 10-11 классах -
1 час?! В наше время, откровенно говоря, этого недостаточно. Для сравнения,
только на изучение Microsoft Office (Word, Excel, основы Internet) в
международном образовательном центре компьютерных технологий Aptech СГТУ
отводится около 40 часов.
Чему же педагоги учат детей за столь ограниченное время? Вопрос, конечно,
интересный. Проконтролировать этот процесс администрация школы практически не в
состоянии, так как для этого надо овладеть целой наукой. Получается, чему хотят,
вернее, что сами знают, тому и учат. И здесь ситуация совсем тупиковая,
состоящая из множества нюансов. Приведем лишь некоторые из них.
Во-первых, это выбор оптимального учебника. Представляете, некоторые экземпляры,
входящие в федеральный перечень учебников по информатике, перепечатываются без
изменений аж с 1998 года! Закон Мура, видимо, здесь отдыхает. Трудно
представить, насколько морально устаревшими они являются в настоящее время и
чему могут научить современных школьников.
Во-вторых, зачастую в районах нет методического объединения учителей
информатики. Как же тогда обмениваться опытом, совершенствоваться, да и просто
общаться с коллегами на темы, так или иначе связанные с вопросами преподавания
этого предмета?
В-третьих, отсутствие в школах доступа к Интернет элементарно лишает возможности
восполнить создавшийся информационный вакуум. Если всего 20% школьных
компьютерных классов России подключено к глобальной сети, сколько из них
приходится на сельские школы? Кстати, даже если компьютерный класс и имеет
спутниковый доступ к Интернет, иногда возможность работы в сети предоставляется
лишь на паре-тройке образовательных сайтов.
Получается, что полная обособленность преподавателей информатики и отсутствие
единого подхода к преподаванию этого предмета в школе приводят к невозможности
объективного анализа результатов обучения и предоставления качественного
IT-образования в подавляющем большинстве российских сел. Вот и приходится
сельским учителям информационных технологий “ломать” голову над тем, как же в
подобных условиях помочь каждому ученику максимально реализовать свои
возможности, чтобы выпускники школ были востребованными в современном “цифровом”
мире.
Совершенно очевидно, что ждать каких-то конструктивных шагов “сверху” в
настоящее время не стоит. В сложившейся ситуации сельские учителя информатики
стремятся наладить общение с теми, кто может оказать посильную помощь в
улучшении качества компьютерной грамотности на селе. И здесь речь не идет
исключительно о материальной помощи, хотя какая же из школ откажется от
спонсорской поддержки со стороны известной зарубежной фирмы? Порой для решения
наболевших проблем достаточно элементарного общения одного сельского учителя
информатики с другим “вживую” или при помощи Интернет, как, это, например,
реализовано на сайте
http://inf777.narod.ru. Обидно только, что
вновь все держится исключительно на энтузиазме отдельных педагогов!
"АйТиСтиль" №6 (12) октябрь 2005
[к оглавлению статей]
|