Интернет с пользой для дела
Евгений Мухутдинов
[к оглавлению статей]
Статья была опубликована пару лет назад в
журнале "Информатика и образование" (№9 2007 г.). Как вы сами
сможете убедиться, подобную статейку сможет написать любой
учитель информатики и таким образом пополнить свое учительское
портфолио. Перед началом нового 2009/2010 года, учителя нашей
школы заполняли бланки "компетенций", в которых фигурирует пункт
"Публикации в профильных изданиях". Как многие из нас знают, что
чем больше баллов наберется, тем больше будет зарплата, так что
есть смысл периодически что-либо публиковать.
С подключением российских школ к компьютерной сети Интернет в
рамках приоритетного национального проекта «Образование» отчасти
сбылся план строителей коммунизма – стерты границы между городом
и деревней. Российские школы получили в свое распоряжение мощный
инструмент, который в умелых руках может кардинальным образом
улучшить качество образования. В первую очередь речь идет о
сельских школах географически оторванных от крупных
информационных центров.
Интернет подключен, но что дальше? Готовы ли мы, учителя
информатики к потоку информации хлынувшей из Интернет? А как
объяснить ученикам, что Интернет надо в первую очередь
использовать для получения необходимых знаний которые пригодятся
в дальнейшей жизни, а не для поиска фотографий звезд
шоу-бизнеса и mp3-файлов?
Поскольку я работаю в сельской школе, я не раз задавал себе
вопрос: «Почему при малом количестве учеников в классе, успехи
сельских учеников порой хуже, чем у их сверстников из того же
районного поселка?» Казалось бы, преподавать в классе, в котором
5 человек гораздо проще, чем в классе с количеством учеников
более 20. Может дело в низкой квалификации учителей? Нет,
учителя вполне квалифицированные. А может просто все дело в том,
что в больших школах есть возможность выбора? Отчасти это так,
но только отчасти. Понять основную причину отсутствия личных
достижений в небольших школах мне помог наш учитель технологии,
которому довелось работать в классах с количеством учащихся
более 30 человек. Эта причина заключается в отсутствии
конкуренции между учениками как внутри класса, так и внутри
школы.
Подтверждением его слов стало мое общение с учительницей
английского языка из школы районного поселка. Она сказала, что в
некоторых классах прослеживается конкуренция между учащимися в
знании английского языка, что подстегивает их заниматься его
изучением более тщательно. Вывод простой – конкуренция в
разумных рамках идет на пользу учению, а значит за отсутствием
конкуренции ее необходимо создать, и в этом, неоценимую услугу
нам сослужит Интернет. Если не с кем конкурировать в стенах
родной школы, то на просторах всемирной сети показать себя с
лучшей стороны сможет любой учащийся.
На мой взгляд, наиболее действенный способ развития
творческих способностей детей – это создание и дальнейшая работа
над интернет-сайтами. Весьма показателен, в этой области, опыт
школы из города Сельцо Брянской области. Рассказу об этой школе
посвящен один из компакт-дисков серии «Приоритетный национальный
проект «Образование», предоставленный в распоряжение всем
учителям информатики нашего района. В вышеупомянутой школе
создан интернет-портал, на котором каждый ученик может
разместить свой интернет-сайт в соответствующем тематическом
разделе. Популярность сайтов отслеживается и на основе
статистики выявляется самый популярный ресурс. Что касается
спектра тем ученических интернет-проектов, то он на удивление
широк. Кроме тем посвященных каким-либо предметам, есть темы
посвященные Египетским пирамидам, футболу, мягким игрушкам,
проблемам борьбы с терроризмом, ЕГЭ и т.д. Есть даже сайт
посвященный… поганкам!
Совершенно очевидно, что для достижения подобных результатов
потребовалась продолжительная и кропотливая работа с учениками.
К сожалению реалии преподавания информатики таковы, что этот
архиважный на данный момент времени предмет преподается, порой,
по остаточному принципу. Информатику ведут, как правило, учителя
математики и физики, загруженные сверх положенных 18 часов по
основному предмету, а информатика - это как бы довесок в
несколько дополнительных часов. Как при такой нагрузке выделить
время для обучения детей «сайтостроительству», ведь в школьном
курсе информатики об этом упоминается вскользь? Как вариант,
можно посвятить этому элективные курсы.
Должен сразу заметить, что с темой проводимых мной элективных
курсов, я определился еще до того, как наша школа была
подключена к сети Интернет. При выборе курса я постарался
предугадать события и выбрал тему «Web-дизайн». По моим
замыслам, данный курс должен был не только научить детей
создавать личные web-сайты, но и подготовить «кадры» для работы
над школьным сайтом.
Как показывает опыт других школ, так и мой личный, главное,
чтобы ученики не ошиблись с выбором темы, которую они будут
освещать на страницах своего сайта. Не верно выбранная тема
приведет к тому, что ученики вскоре после начала работы к ней
охладеют. Если все же тема была изначально выбрана не верно, то
стоит предложить выбрать ученикам другую. Методом проб и ошибок
они найдут тему проекта, изучению которой смогут в дальнейшем
уделить достаточно времени.
Элективный курс проводится мною в 9 классе. Из-за малого
количества компьютеров, учащиеся работают над проектами по
двое, т.е. они работают попарно над одной темой. С одной
стороны, это приводит к некоторым «трениям» по спорным вопросом,
но с другой стороны, приучает их работать в команде, что в
IT-индустрии крайне важно, ведь время одиночек прошло.
Пока что, ученики ограничились темами посвященными рыбалке,
животным, автомобилям и конечно самим себе. В руках двух
учеников, мягко говоря не любящих лишний раз открывать учебник,
я заметил внушительных размеров справочник по зоологии – думаю,
с выбором темы проекта они не ошиблись.
На мой взгляд, весьма перспективны темы проектов, которые
будут связанны с дальнейшим обучением учащихся после окончания
школы. Так же не нужно забывать о работе над web-сайтом школы,
на страницах которого можно будет рассказать о лучших
ученических проектах.
Что касается инструмента для создания web-сайтов, то тут надо
исходить из того, что процесс этот весьма трудоемкий, а времени
как обычно не хватает (на мой элективный курс выделено всего 18
часов). Поэтому не стоит использовать простейшие HTML-редакторы,
а воспользоваться мощными WYSIWYG[1]-редакторами.
Мой выбор WYSIWYG-редактора обусловлен еще тем, что ни у
одного учащегося 9 класса нет домашнего ПК (увы, таковы реалии
сельской глубинки) и работать над сайтами они могут только в
стенах школы.
На рынке программного обеспечения наиболее заметны продукты
Microsoft FrontPage и Adobe Dreamweaver (ранее выходивший под
маркой Macromedia). Исходя из более низкой цены и русского
интерфейса, предпочтительней выбрать программу Microsoft
FrontPage, а именно ее реализацию FrontPage 2003. Для школ эту
программу можно приобрести по академической лицензии, что даст
дополнительную экономию денежных средств.
Надо сказать, что FrontPage 2003 – это профессиональное
средство создания Web-сайтов и Web-страниц. С его помощью вы и
ваши ученики сможете реализовать самые смелые задумки. Что
касается интерфейса программы, то он мало чем отличается от
интерфейса того же Word 2003, поэтому освоение основ работы с
редактором не займет много времени. На рисунке вы ведете, как
выглядит фрагмент главной страницы сайта нашей школы в окне
программы FrontPage 2003.
Программа оснащена справкой на русском языке (справочная
система FrontPage 2000 была на английском), поэтому при
возникновении вопросов вы сможете оперативно найти ответ.
Изначально, сайты полностью создаются и тестируются на
наличие ошибок на локальном компьютере, а затем публикуются в
сети Интернет. Наиболее популярной площадкой для размещения
любительских сайтов является
http://narod.yandex.ru/. Как правило, процесс регистрации
нового ресурса занимает считанные минуты. Время загрузки сайта с
локального компьютера на сервер Интернета напрямую зависит от
скорости школьного Интернета, загруженности канала передачи
данных и сервера, а также от объема передаваемых файлов. После
загрузки на сервер, проекты ваших учеников будут доступны для
всеобщего обозрения.
Теперь самое время поговорить о том, как оценивать
популярность того или иного ресурса. Для этого каждый
ученический проект должен содержать гостевую книгу и счетчик
посещений. Гостевая книга поможет оценить популярность сайта по
количеству положительных отзывов посетителей, а счетчик
статистики покажет, сколько человек посетили ресурс и какое
количество страниц они просмотрели.
Гостевую книгу можно получить в комплекте с местом под сайт
на сервере
http://narod.yandex.ru/ , а вот для оперативного просмотра
количества посетителей «народный» сервер статистики не
подходит, т.к. для этого необходимо постоянно на него заходить
через страницу «Мастерская».
Для оперативного отслеживания статистики следует установить
счетчик посещений на всех страницах сайта. Подобный сервис
бесплатно предоставляют многие сайты, но если вы хотите получать
самую подробную статистику, то стоит воспользоваться услугой
сайта
http://www.liveinternet.ru/. В дальнейшем, для того, чтобы
узнать количество посетителей за текущий день и за все время
существования проекта, достаточно будет зайти на любую страницу
сайта и взглянуть на баннер счетчика. Не возбраняется размещать
на страницах сайта и несколько счетчиков. Вот как, например,
выглядит блок статистики моего личного сайта по адресу
www.inf777.narod.ru
Вдумчивый читатель может задать вопрос: «А можно ли получить
какую-либо дополнительную материальную пользу от созданных
web-проектов?» На этот вопрос я отвечу утвердительно. Один мой
интернет-знакомый, учитель информатики из Ростовской области,
написал мне, что благодаря созданию интернет-сайта школы, им
удалось обойти фаворита на получение президентского гранта в 1
мл. рублей. На полученные деньги школа смогла закупить
необходимые методические пособия.
Что касается лично меня, то два года подряд я участвую в
ежегодном конкурсе интернет-сайтов «Электронный Волгоград»,
генеральным спонсором которого является корпорация Microsoft. В
2005 году, за второе место в номинации «Лучшие личные сайты»
школьного класса мне вручили антивирус Касперского и Microsoft
Office 2003. В 2006 году, также за второе место, Microsoft
FrontPage 2003 и Microsoft Money. В свете борьбы с компьютерным
пиратством, лицензионные версии вышеупомянутых программ
оказались не лишними.
Что касается сайта нашей школы, то в 2006 году он был заявлен
в номинации «Лучшие сайты учреждений образовании». Т.к. наш сайт
пока не является шедевром web-дизайна и на нем маловато
материала, ему не удалось войти в число лидеров, но мы заняли
почетное 9 место. Но этим дело не ограничилось. Дело в том, что
наш сайт был единственным сайтом сельской школы, остальные 62
сайта принадлежали городским учреждениям образовании, в
подавляющем большинстве города Волгограда. Этот факт не мог
ускользнуть от глаз спонсоров и они вручил нам планшетный сканер
Canon, который пришелся нам весьма к стати. Естественно, во всех
номинация вручались еще и дипломы, заключенные в застекленную
рамку.
Все это замечательно, скажите вы, но где сайты ваших
учеников? На данный момент, вы можете заглянуть на сайт нашей
ученицы по адресу
www.harry-potter-fan.narod.ru. Сайты остальных учеников
находятся в разработке, но они обязательно будут опубликованы в
сети Интернет.
Итак, до встречи в Интернете!
[1] WYSIWYG (What You See Is What
You Get) – что видишь, то и получишь. WYSIWYG-редакторы
позволяют создавать web-сайты и web-страницы даже пользователям
не знакомым с языком разметки гипертекста (HTML).
[к оглавлению статей]
|