Огни большого города или размышления о том, в каких современных условиях
приходится работать учителю
Евгений Мухутдинов
[к оглавлению статей]
У человека, безвылазно проживающего в какой-нибудь
российской сельской глубинке (это я в первую очередь о себе) и имеющего
возможность просматривать лишь пару телевизионных каналов может возникнуть
иллюзия улучшений в нашей стране. Из выступлений чиновников разного ранга
явствует, что растут доходы населения, инфляция минимальная, строятся новые
храмы и мечети. Выходит, что и в материальном и главное в моральном аспекте все
очень даже не плохо. Почему же тогда растет детская преступность и наркомания?
Ответ, как правило, слышится стандартный – плохо работает школа.
Ведь, казалось бы, государство направляет неимоверные усилия на улучшение
воспитания учащихся в школе, взять хоть туже подачку в 1000 рублей за классное
руководство.
Причиной написания этих размышлений стали две поездки
совершенные мною в начале 2006 года в столицу нашей родины – город Москву.
Вообще первые невеселые мысли стали приходить еще в вагоне поезда
Астрахань-Москва. Этому способствовало большое количество девушек попивающих
пиво и периодически выбегающих в тамбур покурить.
Добравшись на Ярославский вокзал, решил поискать
знакомому видеокассету с записью спортивных соревнований по армспорту, но все
прилавки пестрили кассетами и
DVD
с порнографическими фильмами. Как мне объяснили продавцы киосков - это ходовой
товар, а из «спорта» у них есть только «Бои без правил». Еще раз хочу
подчеркнуть, что все эти киоски находятся непосредственно на площади
Ярославского вокзала. На периферии подобный товар продают пока из-под прилавка,
но как говориться «рыба гниет с головы», так что вскоре и у подрастающего
поколения в других регионах страны появиться возможность приобщиться к данному
виду «искусства».
Вообще, когда руководители государства говорят о нехватке
средств на выплату достойных зарплат учителям, я их готов понять т.к. фактически
страна ничего ни производит (кроме, видимо порнофильмов), а лишь распродает свои
ресурсы. Но мне с трудом вериться, что продажу «фильмов для взрослых» нельзя
переместить в специализированный магазин подальше от детских глаз. Нельзя же с
одной стороны самолично развращать детей, а с другой требовать от учителей,
чтобы они следили за их моральным обликом. Выглядит довольно цинично.
Что касается отечественного телевидения, то про него
сказано уже не мало нелицеприятного, но обойти этот вопрос никак нельзя.
Изобилие телепередач и сериалов посвященных криминалу удивляет. Можно подумать,
что нам больше и показать нечего. Как мне сказала одна умная женщина: «…сами
учат убивать…». К сожалению, это - горькая правда. Современное российское
телевидение хорошее подспорье для взращивания моральных мутантов. Помниться,
когда в думе обсуждался вопрос о хоть каком-то контроле за транслируемым по
телевидению материалом, то было много выкриков об угрозе демократии. Выходит,
что демократия по-российски это возможность дышать нечистотами? Как то один
американец (а может и англичанин) сказал, что у России была возможность
подключиться к западно-европейским ценностям, но вместо того, чтобы подключиться
к водопроводу, Россия подключилась к канализации. От себя могу заметить, что мы
выбрали самую толстую трубу да еще под высоким давлением. Почему Россия не может
себе позволить создать национальный канал для детей и молодежи содержащий
познавательную информацию без элементов чернухи? У меня нет особой ностальгии по
социалистическому строю, но нет, да и вспоминаю такие передачи как «Шахматная
школа», «Английский язык», «Немецкий язык» и т.д. Нельзя же постоянно гнаться за
высоким рейтингом и предоставлять лучшее эфирное время передаче того же Андрея
Малахова «Пусть говорят» («Большая стирка» была того же разлива).
Почему в нашей стране такое большое количество игровых
автоматов, хотя очень много примеров когда люди проигрывают все свои сбережения,
квартиры, а порой и жизнь? Почему, к примеру, на площади перед Павелецким
вокзалом нагло обманывают людей «лохотронщики», представляясь сотрудниками
компании НТВ? Этот криминальный бизнес продолжается не один год на виду у
сотрудников милиции, а жертвами становятся далеко не состоятельные российские
граждане (как правило, доверчивые пенсионеры).
Все эти «прелести жизни» подмечает и впитывает молодежь,
что ведет к их весьма быстрой моральной деградации, а спрос будет как обычно со
школы и учителей в частности.
В воздухе повис извечный вопрос «Что делать?». Как я уже
сказал, на телевидении необходимо создавать образовательный канал для детей и
молодежи. Что касается чиновников от образования, то им
надо поменьше суетиться со всяческими школьными реформами. Дело в том, что
проводить такие реформы зачастую доверяют людям, у которых в свое время что-то
не сложилось в той же школе или институте
и ожидать от них кроме дополнительной бумажной отчетности ничего не приходится.
Вы ни когда не задумывались, почему они не переносят на слух фамилию Сороса
(личность неоднозначная, но тем не менее)?
Да просто потому, что только наш российский чиновник от образования, по
их мнению, может решать кто плохой учитель, а кто хороший. Мнение самих учеников
никого не интересует.
Лично я, выход из сложившейся ситуации вижу только в
увеличении количества часов внеклассной работы с учащимися. Набор мероприятий
давно известен (кружки, спортивные секции и т.д.). Практически в любой школе
найдутся педагоги, которые смогут организовать плодотворную работу.
При наличии в учебном заведении компьютерного класса,
есть над чем работать и учителям информатики. Как говорят родители многих
школьников, у которых есть домашний компьютер, увлечения детей, сводятся, как
правило,
к компьютерным играм. На мой взгляд -
это пустая трата времени, поэтому стоит увлечения связанные с компьютером
направить в нужное русло. Развитию творческого подхода к делу, например,
способствует создание
web-сайтов и дальнейшее их развитие. Также можно привлечь детей к
созданию мультфильмов и музыки.
Сразу хочу заметить, что по возможности внеклассную
работу надо проводить не только с 15.00 до 17.00, но и в более позднее время,
чтобы занять полезным делом учеников.
P.S.
С великим прискорбием надо
констатировать факт, что в Москве организовать внеклассную работу проблематично.
Дело в том, что лишь немногие родители отправляют своих детей в школу без
сопровождения старших. Из-за криминализации Москвы, приходиться, как провожать
учеников в школу, так и встречать их после окончания занятий (это уже касается и
учащихся старших классов). Парадокс заключается в том, что в Москве множество
мест, где учащиеся могли бы заняться полезным делом в неурочное время, но как их
посещать без риска для здоровья и жизни?
Если Вы
хотите высказаться по вышеизложенному материалу, загляните на
форум
или напишите мне письмо.
[к оглавлению
статей]
|