Требования к учебным компьютерным презентациям
Л.Н. Бобровская, Т.К. Смыковская
Учебная компьютерная презентация –
программное средство, которое приоритетно используется для
сопровождения объяснения нового материала, педагогически
целесообразно представляет содержание учебного материала в
наглядном виде и обеспечивает реализацию методической системы
учителя.
Учебная компьютерная презентация является эффективным
средством повышения качества обучения в школе за счет своего
дидактического потенциала, заключающегося в следующих
возможностях:
- образное оснащение сложных и абстрактных понятий на
основе мультимедийности;
- интерактивность обучения, обеспечивающая управление
учебным процессом и создающая условия для осуществления
различных видов учебной деятельности при объяснении нового
материала за счет динамики предъявления информационных
объектов на слайдах и навигации;
- мобильность и упрощение организации переходов от одного
вида наглядности к другому при объяснении нового материала
посредством интеграции в презентации различных видов
информации;
- централизация управления процессом обучения;
- оперативность обновления и изменения содержания обучения
в соответствии с быстрыми темпами развития науки,
представленной в школьном курсе.
Система требований к учебной компьютерной презентации
включает две основные группы – педагогические (табл. 1) и
художественно-оформительские (табл. 2), соответствующие
определенным принципам.
Таблица 1
Педагогические требования к
учебной компьютерной презентации
в соответствии с принципами
обучения
Дидактические требования
|
Традиционные принципы
обучения
|
Наглядности
—
раскрытие сущности демонстрируемого образа, явления,
процесса в наиболее яркой и очевидной форме,
обеспечение чувственного восприятия учащимися
наглядного материала
Научности и
доступности обучения
— предъявление научно достоверных сведений с
использованием форм и методов, соответствующих
уровню подготовки обучаемых и их возрастным
особенностям
Сознательности и
творческой активности
— обеспечение действий учащихся по самостоятельному
извлечению учебной информации из предъявляемого
содержания.
|
Специфические
принципы обучения
|
Приоритетности педагогического подхода
— соответствие предъявляемого учебного содержания
определенной дидактической модели, выбранному
учителем методу обучения.
Педагогической
целесообразности
— наличие явного преимущества использования
презентации в повышении эффективности учебного
процесса по сравнению с другими средствами.
Интенсификации
учебного процесса
— увеличению информативности учебного процесса за
счет специальной организации учебной информации,
представляемой на слайде.
Положительного
эмоционального фона
— наличие элементов содержания и оформления,
вызывающих у учащихся положительные эмоции,
эстетическую удовлетворенность, интерес и личную
вовлеченность в учебную деятельность.
Эргономичности
— соблюдение четкости шрифтов, изображений,
сбалансированность и целесообразность используемых
анимационных эффектов
|
Методические
требования
|
Методические принципы
обучения
|
Учет особенностей информатики как учебного предмета
и науки, ее понятийного аппарата.
Соответствие выбранных для наглядного представления
информационных объектов поставленным педагогическим
целям.
Адекватность созданных (выбранных) образов изучаемым
понятиям, процессам, явлениям и т.д.
Согласование последовательности предъявления
информации с выбранными методами
Соответствие форм предъявления наглядного материала
педагогическим целям и выбранным методам.
Наличие в презентации информационных объектов,
обеспечивающих познавательную активность учащихся.
|
Таблица 2
Художественно-оформительские
требования к учебной компьютерной
презентации в соответствии с
принципами оформления
|
Принципы оформления
|
Требования компоновки
|
Лаконичности
- размещение на слайде только необходимых,
существенных информационных объектов в сжатом виде с
сохранением максимальной информативности
Структурности
- оформление структуры информационного объекта в
четкой, легко запоминающейся форме, отражающей его
характер
Автономности
- размещение относительно самостоятельных по смыслу
информационных объектов на отдельных слайдах
Обобщения
- графические информационные объекты следует не
дробить излишне, исключать из них элементы,
обозначающие несущественные детали
Унификации
- оформление информационных объектов в едином
графическом и цветовом решении в пределах всей
презентации
|
Композиционно-художественные требования
|
Смыслового центра
- выделение смыслового центра при размещении
объектов на слайде.
Равновесия
- объекты, размещенные на слайде, должны быть
уравновешены относительно главного центра..
Обрамления
- обрамление самостоятельных объектов, законченных
сообщений.
Масштабности
- размещаемые на слайде объекты должны быть одного
масштаба, разномасштабность используется только для
выделения значимости объекта.
1/3
- информацию лучше располагать в трех горизонтальных
плоскостях.
Информационного
диполя –
расположение одновременно двух информационных
объектов, концептуально связанных между собой и
находящихся в паре «теза – антитеза».
Цветовой гармонии
– гармоничное сочетание цветов и их ограниченное
количество.
Стиля
- малогарнитурность оформления
|
|