Эксклюзивное интервью профессора Макаровой Натальи
Владимировны
[к списку
интервью]
Ноябрь 2009 года
Макарова
Наталья Владимировна — заслуженный работник высшей
школы Российской Федерации, заведующий кафедрой информационных
систем и технологий, академик МАН ВШ, профессор, доктор
педагогических наук, кандидат технических наук. Макарова
Н. В. имеет многочисленные награды и благодарности.
Международная организация «International Soros Science
Education Program» присвоила ей звание «Соросовский профессор».
Наталья Владимировна автор более 200 публикаций среди которых
книги, статьи, учебно-методическая литература.
|
Как случилось, что вы стали автором
учебно-методической литературы для учителей информатики? Что
повлияло на ваше решение?
Основная идея моего комплекта учебников – непрерывная
концепция образования. На мой взгляд, этого не хватает у других
авторов. Достаточно много учителей, которые идут по простому и
«выгодному» пути преподавания информатики, а именно, пытаются
уложиться в те часы, которые отведены официально на федеральном
уровне. А их очень и очень мало. Дать полноценный курс
информатики в рамках таких часов невозможно. Поэтому учителя
вынуждены давать самый минимум, выбирать наиболее
привлекательные темы в ущерб теоретическим темам.
Некоторые учителя отбирают наиболее «удобные» для себя темы.
Невозможно в таких условиях ставить задачу по развитию
мышления ученика и формированию начальных знаний по
системному подходу на уроках информатики. Мой комплект –
попытка дать учителям информатики инструмент для вывода знаний
ученика на уровень пользователя ПК в условиях ограниченных
часов.
Насколько мне известно, под вашим руководством работает
коллектив авторов, кто эти люди? Действующие ли это учителя
информатики?
Коллектив авторов – мои коллеги – преподаватели кафедры
Информационных Систем и Технологий Международного Банковского
института. Все они имеют большой опыт преподавания информатики и
смежных дисциплин и являются действующими педагогами.
Какие принципиально новые книги подготовлены вами к
новому 2009/2010 учебному году?
В 2010 году в издательстве «Питер» выйдет учебник по
информатике для непрофильных вузов. Это будет развитие нашего
школьного комплекта. Сейчас ведется работа по подготовке новой
версии DVD-приложения к комплекту — бесплатного диска,
содержащего дополнительные материалы, программное обеспечение,
видеоуроки, которые можно использовать на занятиях по
информатике.
В перспективе – ждем нового стандарта и более конкретных решений
на федеральном уровне относительно программного обеспечения для
школ. Тогда начнется наша работа по актуализации материала УМК.
Какое отношение у вас к ЕГЭ в целом и в частности
к ЕГЭ по информатике?
Я отрицательно отношусь к ЕГЭ по информатике. Прежде всего,
из-за его несогласованности со стандартом. В ЕГЭ – одно, в
стандарте – другое. Особенно это видно на примере стандарта для
базового уровня. Просто ничего общего с тем, что мы имеем в ЕГЭ.
К чему это приводит?
Во-первых, таким образом, закрывается дорога в технические вузы
выпускникам, которые учились в непрофильной школе.
Во-вторых, чтобы сдать ЕГЭ ученику обычной школы необходимо
специально дополнительно готовиться.
В-третьих, многие руководители школьного образования разного
уровня, предъявляют претензии учителям информатики – «Почему их
ученики не могут сдать ЕГЭ?». А это невозможно в рамках тех
часов, которые выделяются на информатику в обычной школе.
Кроме того, и это не секрет, некоторые учителя не могут сами
выполнить задания ЕГЭ и вынуждены ходить на курсы.
Мне, кажется, что надо изменить ЕГЭ по информатике. Сделать его
таким же, как по математике и русскому языку, т.е.
ориентированным на общеобразовательный уровень и согласованный
со стандартом базового уровня.
Если это будет возможно, то тогда надо решать ПРОБЛЕМУ ОТБОРА
СОДЕРЖАНИЯ базового уровня, убрав при этом из стандарта
архаичные темы и дав ориентир на системное видение применения
ИТ.
Как вы оцениваете качество преподавания информатики в
России? Намного ли отличается уровень подготовки школьников из
городов и сельской местности?
Я и мои коллеги часто встречаемся с учителями на семинарах,
которые мы проводим в разных регионах. И, как правило, это
учителя и методисты, которые неформально подходят к своей
работе, это учителя-новаторы, которым есть чем поделиться с
учениками. Они разными путями «выбивают» необходимое число
учебных часов на информатику. От общения с такими педагогами
создается впечатление, что уровень преподавания достаточно
высокий.
Однако, достаточно большое число учителей, которые идут по более
простому и «выгодному» пути, а именно, пытаются уложиться в те
часы, которые отведены официально на федеральном уровне.
Ваши учебники, «привязаны» к программе ЛогоМиры. Обратил
внимание, что лицензионный диск стоит порядка 11 тыс. рублей,
небольшие школы вряд ли могут позволить себе такие расходы на
ПО. Что бы вы могли им посоветовать?
В рамках выделенного объема часов на информатику можно только
вскользь упомянуть о программировании. Поэтому нет особой
разницы, на каком языке это представление о программировании
формировать у учащегося. Тем более в практикуме («Информатика и
ИКТ. Практикум по программированию. 10–11 класс. Базовый
уровень») у нас есть целый раздел, где приводится много заданий
параллельно на трех языках: Паскаль, Visual Basic, Кумир. Можно
сопоставить разные программы, выявить сходство и отличие.
Совершенно не обязательно изучать ЛогоМиры. Достаточно дать
материал из раздела 8.
Что бы вы пожелали учителям информатики?
Желаю успехов!
P.S. Интервью с
Макаровой Н.В. планировалось провести и опубликовать до 1
сентября 2009 года, о чем я и сообщал в анонсе. Ответить на мои
вопросы Наталья Владимировна смогла только в конце октября,
поэтому публикация стала возможной лишь в ноября.
С уважением, автор сайта "Информатика в школе",
Мухутдинов Е.Р.
[к списку
интервью]
|