Эксклюзивное интервью профессора Макаровой Натальи Владимировны
 
Информатика в школе


Видео курсы для чайников фотошоп, joomla, wordpress, php, css 
  Главная  ●  Карта сайта
 
 

Эксклюзивное интервью профессора Макаровой Натальи Владимировны

[к списку интервью]

Ноябрь 2009 года

Макарова Наталья ВладимировнаМакарова Наталья Владимировна — заслуженный работник высшей школы Российской Федерации, заведующий кафедрой информационных систем и технологий, академик МАН ВШ, профессор, доктор педагогических наук, кандидат технических наук. Макарова  Н. В. имеет многочисленные награды и благодарности.

Международная организация «International Soros Science Education Program» присвоила ей звание «Соросовский профессор». Наталья Владимировна автор более 200 публикаций среди которых книги, статьи, учебно-методическая литература.

Как случилось, что вы стали автором учебно-методической литературы для учителей информатики? Что повлияло на ваше решение?

Основная идея моего комплекта учебников – непрерывная концепция образования. На мой взгляд, этого не хватает у других авторов. Достаточно много учителей, которые идут по простому и «выгодному» пути преподавания информатики, а именно, пытаются уложиться в те часы, которые отведены официально на федеральном уровне. А их очень и очень мало. Дать полноценный курс информатики в рамках таких часов невозможно. Поэтому учителя вынуждены давать самый минимум, выбирать наиболее привлекательные темы  в ущерб теоретическим темам. Некоторые учителя отбирают наиболее «удобные» для себя темы.
Невозможно в таких условиях ставить задачу по  развитию мышления  ученика и формированию начальных знаний по системному подходу  на уроках информатики. Мой комплект – попытка дать учителям информатики инструмент для вывода знаний ученика на уровень пользователя ПК в условиях ограниченных часов.
 
 
Насколько мне известно, под вашим руководством работает коллектив авторов, кто эти люди? Действующие ли это учителя информатики?

Коллектив авторов – мои коллеги – преподаватели кафедры Информационных Систем и Технологий Международного Банковского института. Все они имеют большой опыт преподавания информатики и смежных дисциплин и являются действующими педагогами.
 

Какие принципиально новые книги подготовлены вами к новому 2009/2010 учебному году?

В 2010 году в издательстве «Питер» выйдет учебник по информатике для непрофильных вузов. Это будет развитие нашего школьного комплекта. Сейчас ведется работа по подготовке новой версии DVD-приложения к комплекту — бесплатного диска, содержащего дополнительные материалы, программное обеспечение, видеоуроки, которые можно использовать на занятиях по информатике.
В перспективе – ждем нового стандарта и более конкретных решений на федеральном уровне относительно программного обеспечения для школ. Тогда начнется наша работа по актуализации материала УМК.
 
 
Какое  отношение у вас к ЕГЭ в целом и в частности к ЕГЭ по информатике?
 
Я отрицательно отношусь к ЕГЭ по информатике. Прежде всего, из-за его несогласованности со стандартом. В ЕГЭ – одно, в стандарте – другое. Особенно это видно на примере стандарта для базового уровня. Просто ничего общего с тем, что мы имеем в ЕГЭ. К чему это приводит?
Во-первых, таким образом, закрывается дорога в технические вузы выпускникам, которые учились в непрофильной школе.
Во-вторых, чтобы сдать ЕГЭ ученику обычной школы необходимо специально дополнительно готовиться.
В-третьих, многие руководители школьного образования разного уровня, предъявляют претензии учителям информатики – «Почему их ученики  не могут сдать ЕГЭ?». А это невозможно в рамках тех часов, которые выделяются на информатику в обычной школе.
Кроме того, и это не секрет, некоторые учителя не могут сами выполнить задания ЕГЭ и вынуждены ходить на курсы. 
Мне, кажется, что надо изменить ЕГЭ по информатике. Сделать его таким же, как по математике и русскому языку, т.е. ориентированным на общеобразовательный уровень и согласованный со стандартом базового уровня.
Если это будет возможно, то тогда надо решать ПРОБЛЕМУ ОТБОРА СОДЕРЖАНИЯ базового уровня, убрав при этом из стандарта архаичные темы и дав ориентир на системное видение применения ИТ.
 
 
Как вы оцениваете качество преподавания информатики в России? Намного ли отличается уровень подготовки школьников из городов и сельской местности?
 
Я и мои коллеги часто встречаемся с учителями на семинарах,  которые мы проводим в разных регионах. И, как правило, это учителя и методисты, которые неформально подходят к своей работе, это учителя-новаторы, которым есть чем поделиться с учениками. Они разными путями «выбивают» необходимое число учебных часов на информатику. От общения с такими педагогами создается впечатление, что уровень преподавания достаточно высокий.
Однако, достаточно большое число учителей, которые идут по более простому и «выгодному» пути, а именно, пытаются уложиться в те часы, которые отведены официально на федеральном уровне.
 

Ваши учебники, «привязаны» к программе ЛогоМиры. Обратил внимание, что лицензионный диск стоит порядка 11 тыс. рублей, небольшие школы вряд ли могут позволить себе такие расходы на ПО. Что бы вы могли им посоветовать?
 
В рамках выделенного объема часов на информатику можно только вскользь упомянуть о программировании. Поэтому нет особой разницы, на каком языке это представление о программировании формировать у учащегося. Тем более в практикуме («Информатика и ИКТ. Практикум по программированию. 10–11 класс. Базовый уровень») у нас есть целый раздел, где приводится много заданий параллельно на трех языках: Паскаль, Visual Basic, Кумир. Можно сопоставить разные программы, выявить сходство и отличие. Совершенно не обязательно изучать ЛогоМиры. Достаточно дать материал из раздела 8.
 
Что бы вы пожелали учителям информатики?

Желаю успехов!

 

P.S. Интервью с Макаровой Н.В. планировалось  провести и опубликовать до 1 сентября 2009 года, о чем я и сообщал в анонсе. Ответить на мои вопросы Наталья Владимировна смогла только в конце октября, поэтому публикация стала возможной лишь в ноября.

С уважением, автор сайта "Информатика в школе", Мухутдинов Е.Р.

[к списку интервью]

Книжные новинки
Как сделать свой сайт и заработать на нем Е. Мухутдинов
Копилка
Рабочие программы
Проекты MS Office
Презентации
Открытые уроки
Экзаменационные билеты
Элективные курсы
Бесплатный soft
 Инструкции по ТБ
Подготовка к олимпиадам по информатике
Методика подготовки
"Золотые" алгоритмы
Простые задачи для начинающих
Олимпиадные задачи с решениями
Книги
Среда программирования
Обучение программированию на С++
Справочник по языку Pascal
Обучение
Подготовка к ЕГЭ
Создание сайтов
Уроки FrontPage
Уроки Word 2003
Создание игр на Delphi
Печатаем вслепую

Информация

Наши интервью
Книга почета
Курсы повышения квалификации
Электронная библиотечка
Книжная полка
Статьи
Полезные ссылки
Обратная связь

Конкурсы

Олимпиада
Фотоконкурс
VIP
Персональный раздел профессора
Макаровой Н.В.
Персональный раздел профессора
Смыковской Т.К.