4.6. Кодирование звуковой информации
<<Назад
|
Содержание
| Далее>>
Мир наполнен самыми разнообразными
звуками: тиканье часов и гул моторов, завывание ветра и шелест
листьев, пение птиц и голоса людей. О том, как рождаются звуки,
и что они собой представляют, люди начали догадываться очень
давно. Еще древнегреческий философ и ученый - энциклопедист
Аристотель, исходя из наблюдений, объяснял природу звука,
полагая, что звучащее тело создает попеременное сжатие и
разрежение воздуха. Так, колеблющаяся струна то разряжает, то
уплотняет воздух, а из-за упругости воздуха эти чередующиеся
воздействия передаются дальше в пространство - от слоя к слою,
возникают упругие волны. Достигая нашего уха, они воздействуют
на барабанные перепонки и вызывают ощущение звука.
На слух человек воспринимает упругие
волны, имеющие частоту где-то в пределах от 16 Гц до 20 кГц (1
Гц - 1 колебание в секунду). В соответствии с этим упругие волны
в любой среде, частоты которых лежат в указанных пределах,
называют звуковыми волнами или просто звуком. В учении о звуке
важны такие понятия как тон и тембр звука. Всякий реальный звук,
будь то игра музыкальных инструментов или голос человека, - это
своеобразная смесь многих гармонических колебаний с определенным
набором частот.
Колебание, которое имеет наиболее низкую
частоту, называют основным тоном, другие - обертонами.
Тембр - разное количество
обертонов, присущих тому или иному звуку, которое придает ему
особую окраску. Именно по тембру мы легко можем отличить звуки
рояля и скрипки, гитары и флейты, узнать голос знакомого
человека.
Музыкальный звук можно характеризовать тремя
качествами:
-
тембром, т. е. окраской звука, которая
зависит от формы колебаний;
-
высотой, определяющейся числом колебаний в
секунду (частотой);
-
громкостью, зависящей от интенсивности (амплитуды)
колебаний.
Громкость звука зависти от
давления, возникающего при прохождении звуковой волны в
жидкой и газообразной среде, которое непосредственно
воспринимается ухом. Громкие звуки создают большое давление,
тихие - малое. Давление измеряется в Паскалях, однако в акустике
звуковое давление обычно измеряется в децибелах (дБ)
относительно порога слышимости. По определению, величина
порога принята равной pt=0,00002Па=20мкПа.
Порог слышимости принимается за 0дБ, а громкость
вычисляется как l=20*log10(p/pt), где l [дБ] -
громкость (в смысле звукового давления), p [Па]- звуковое
давление, pt [Па]- порог слышимости. При этом: все слышимые
звуки имеют положительную величину громкости; неслышимые (ниже
порога громкости) - отрицательную; изменение громкости на 6дБ
соответствует двукратному изменению давления; изменение на 20дБ
- изменению давления в 10 раз.
Несколько типичных значений громкости:
Таблица 13.
Звук |
Громкость |
Порог слышимости |
0 дБ |
Шелест листвы, тиканье наручных часов, дыхание |
10-20 дБ |
Тихий шепот, тиканье настенных часов |
20-30 дБ |
Шум в помещении |
30-40 дБ |
Тихий разговор |
40-50 дБ |
Разговор средней громкости |
50-60 дБ |
Громкий разговор |
60-70 дБ |
Шумная улица |
70-80 дБ |
Двигатель грузового автомобиля |
~80 дБ |
Отбойный молоток |
~90 дБ |
Громкая дискотека |
100-120 дБ |
Самолет на взлете |
120 дБ |
Болевой порог |
130 дБ |
Как же происходит кодирование звука? С
самого детства мы сталкиваемся с записями музыки на разных
носителях: грампластинках, кассетах, компакт-дисках и т.д. В
настоящее время существует два основных способах записи звука:
аналоговый и цифровой. Для того чтобы записать
звук на какой-нибудь носитель его нужно преобразовать в
электрический сигнал.
Это делается с помощью микрофона. Самые
простые микрофоны имеют мембрану, которая колеблется под
воздействием звуковых волн. К мембране присоединена катушка,
перемещающаяся синхронно с мембраной в магнитном поле. В катушке
возникает переменный электрический ток. Изменения напряжения
тока точно отражают звуковые волны.
Переменный электрический ток, который
появляется на выходе микрофона, называется аналоговым сигналом.
Напомним, что применительно к сигналу «аналоговый» обозначает,
что этот сигнал непрерывен по времени и амплитуде. При
дискретном представлении информации физическая величина
изменяется скачкообразно («лесенкой»), принимая конечное
множество значений.
Виниловая пластинка является примером
аналогового хранения звуковой информации, так как звуковая
дорожка свою форму изменяет непрерывно. Но у аналоговых записей
есть большой недостаток - старение носителя. Виниловые пластинки
при проигрывании их несколько раз теряют качество. Поэтому
преимущество отдают цифровой записи.
В начале 80-х годов появились компакт-диски. Они являются
примером дискретного хранения звуковой информации, так как
звуковая дорожка компакт - диска содержит участки с различной
отражающей способностью. Теоретически эти цифровые диски могут
служить вечно, если их не царапать, т.е. их преимуществами
являются долговечность и неподверженность механическому
старению. Другое преимущество заключается в том, что при
цифровой перезаписи нет потери качества звука.
<<Назад
|
Содержание
| Далее>>
|