2.9. Знания
<<Назад
|
Содержание
| Далее>>
Использование информации для
ориентации в пространстве, времени и ситуации началось с
того момента эволюции материи, когда появилась живая клетка,
когда появилась возможность избирательной ответной реакции
на внешнее воздействие.
Для обеспечения своей жизнедеятельности и
целостности в условиях непрерывно изменяющейся внешней среды
живым организмам необходимо было решить задачу адекватного
отражения текущего состояния окружающего мира и
задачу хранения предыдущего опыта воздействий среды и
собственных ответных реакций на эти воздействия с целью выбора
адекватной ситуации ответной реакции.
Эволюция живых организмов, основанная на
целенаправленном использовании информации, привела к выделению
памяти в обособленную внутреннюю систему, опосредованно
воспринимающую информацию с помощью специальных приемников
– органов чувств, по специальным направленным каналам связи,
образующим нервную систему.
На основании анализа взаимосвязей между
воспринимаемыми и уже хранящимися в памяти сигналами в процессе
мышления, стало возможно ориентироваться в текущей ситуации и
принимать обоснованное, а не случайное, решение относительно
выбора соответствующей реакции, прогнозировать дальнейшее
развитие ситуации, разделять причину и следствие, выделять
первоисточник образа в образе его текущего носителя.
Именно к использованию накопленной
информации для задач ориентации в различных ситуациях относятся
термины: знания, вероятность, неопределенность,
цель.
С появлением человека и коммуникации в
человеческом обществе с целью сохранения и передачи накопленных
знаний и информации появились языковые знаковые системы,
специализированные носители информации (внешняя
память),
каналы связи, вычислительная техника,
обобщенные базы данных и базы знаний.
Знания – осознанные сигналы, сохраненные
в памяти. Т.е. сигналы, получившие значения (смыслы), вызывающие
определенную реакцию.
Уровень конкретных знаний (уровень
рефлексов) есть отражение сигнала в поведении (реакции), уровень
абстрактных знаний есть отражение сигнала в обобщенном понятии,
синтезированном на основе общих черт.
Знания позволяют принимать решения,
конкретные знания – проверены практикой, знания абстрактного
уровня удостоверены логикой. Появление теоретических, а не
только практических знаний сделало эволюционное развитие куда
менее драматичным. Для абстрактных знаний характерны
структурированность и связанность, они отраженны в сознании
человека в виде представлений, понятий, суждений и теорий.
Рис. 7. Представление тезауруса в
виде семантической сети.
В качестве синонима системы знаний в
информатике используется слово “тезаурус”. Тезаурус (греч.
сокровищница) - это совокупность сведений, которыми располагает
пользователь или система.
Тезаурус можно рассматривать в виде
совокупности смыслосодержащих элементов и смысловых отношений
между ними. Графически он может отображаться в виде
семантической сети. Получение новых знаний вносит
изменения в структуру тезауруса.
<<Назад
|
Содержание
| Далее>>
|