Элективный курс
"Программируем на Паскале"
Автор: учитель информатики Хаустова Татьяна
Федоровна г.Стерлитамак Башкортостан
[к списку
элективных курсов]
Пояснительная записка
Изучение основ программирования связано с развитием целого
ряда таких умений и навыков, которые носят общеинтеллектуальный
характер и формирование которых – одна из приоритетных задач
современной школы. Изучение программирования развивает мышление
школьников, способствует формированию у них многих приемов
умственной деятельности. Здесь роль информатики сродни роли
математики в школьном образовании. Поэтому не использовать
действительно большие возможности программирования для развития
мышления школьников, формирования многих общеучебных,
общеинтеллектуальных умений и навыков было бы, наверное,
неправильно.
Изучая программирование на Паскале, учащиеся прочнее
усваивают основы алгоритмизации, приобщаются к алгоритмической
культуре, познают азы профессии программиста.
Цели и задачи курса
- Формирование у учащихся интереса к профессиям, связанным
с программированием.
- Предоставление ученикам возможности реализовать свой
интерес к выбранному курсу.
- Формирование алгоритмической культуры учащихся.
- Развитие алгоритмического мышления учащихся.
- Обучение школьников структурному программированию как
методу, предусматривающему создание понятных, локально
простых и удобочитаемых программ, характерными особенностями
которых являются модульность, использование унифицированных
структур следования, выбора и повторения, отказ от
неструктурированных передач управления, ограниченное
использование глобальных переменных.
- Приобретение учащимися знаний и навыков алгоритмизации в
ее структурном варианте.
- Освоение учащимися всевозможных методов решения задач,
реализуемых на языке Паскаль.
- Формирование у учащихся навыков грамотной разработки
программы.
- Углубление у школьников знаний, умений и навыков решения
задач по программированию и алгоритмизации.
Состав учебно-методического комплекта
Учебно-методический комплект по элективному курсу
«Программируем на Паскале» включает следующие учебные пособия:
- Культин Н.Б. Программирование в Turbo
Pascal 7.0 и Delphi.
СПб.:БХВ - Санкт-Петербург, 1998.
- Информатика.Задачник-практикум: В 2 т./ Под ред. И.Г.
Семакина: Т.1. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2002.
- Турбо-Паскаль в примерах : Кн. Для учащихся 10-11 кл./
А.Б. Николаев, Л. А. Акатнова, С. В. Алексахин и др. – М. :
Просвещение, 2002.
Программа курса
- Среда программирования Turbo Pascal
7.0. (4 ч.)
- Управляющие структуры. (9 ч.)
- Массивы. (11 ч.)
- Символы и строки. (9 ч.)
- Подпрограммы. (10 ч.)
- Файлы. (7 ч.)
- Процедуры и функции для работы в графическом режиме
(9ч.)
- Итоговое повторение курса. (9 ч.)
Требования к минимально необходимому уровню знаний, умений и
навыков учащихся, необходимому для успешного изучения
элективного курса
Учащиеся должны знать:
- Базовые алгоритмические структуры.
- Запись алгоритма в виде блок-схем.
Тематическое планирование
№ урока |
Тема урока |
|
Среда программирования TURBO PASCAL
7.0. (4) |
1/1 |
Диалоговые окна.
Начальная настройка среды программирования. |
2/2 |
Ввод текста и внесение изменений в текст программы. |
3/3 |
Сохранение текста программы в файле. Загрузка текста
программы. |
4/4 |
Компиляция. Пробный запуск программы на выполнение. |
|
Управляющие структуры (9) |
5/1 |
Условие как выражение типа BOOLEAN. |
6/2 |
Выбор. Инструкция IF. |
7/3 |
Выбор. Инструкция CASE. |
8/4 |
Циклы. Инструкция FOR. |
9/5 |
Циклы. Инструкция WHILE. |
10/6 |
Циклы. Инструкция REPEAT.
Вложенные циклы. |
11/7 |
Циклы. Инструкция GOTO. |
12/8 |
Решение задач с использованием циклов. |
13/9 |
Практическая работа «Циклы». |
|
Массивы (11) |
14/1 |
Объявление массива. |
15/2 |
Ввод и вывод массива. |
16/3 |
Сортировка методом прямого выбора. |
17/4 |
Сортировка методом прямого обмена. |
18/5 |
Поиск в массиве элементов, удовлетворяющих заданному
условию. |
19/6 |
Поиск минимального (максимального) элемента массива. |
20/7 |
Многомерные массивы. |
21/8 |
Многомерные массивы. |
22/9 |
Ошибки при использовании массивов. |
23/10 |
Решение задач с использованием массивов. |
24/11 |
Практическая работа «Массивы». |
|
Символы и строки (9) |
25/1 |
Символьная информация. Переменные типа
CHAR. |
26/2 |
Массив символов. Преобразование строчных букв в
прописные. |
27/3 |
Переменные типа STRING. |
28/4 |
Функция LENGTH. Процедура
DELETE. |
29/5 |
Функции POS, COPY. |
30/6 |
Процедура VAL. |
31/7 |
Решение задач с использованием символов и строк. |
32/8 |
Решение задач с использованием символов и строк. |
33/9 |
Практическая работа «Символы и строки» |
|
Подпрограммы (10) |
34/1 |
Встроенные арифметические и тригонометрические функции. |
35/2 |
Функции, создаваемые программистом. |
36/3 |
Процедуры. Механизм параметров. |
37/4 |
Процедуры. Фактические и формальные параметры. |
38/5 |
Процедура или функция? |
39/6 |
Составление программ с использованием подпрограмм. |
40/7 |
Понятие рекурсии. |
41/8 |
Решение задач с использованием подпрограмм. |
42/9 |
Решение задач повышенной сложности. |
43/10 |
Практическая работа «Подпрограммы». |
|
Файлы (7) |
44/1 |
Переменные файлового типа. Операции ввода, вывода. |
45/2 |
Стандартные текстовые файлы. |
46/3 |
Операции над текстовыми файлами. |
47/4 |
Решение задач. |
48/5 |
Типизированные файлы.
Операции перемещения по файлу. |
49/6 |
Типизированные файлы. Решение задач. |
50/7 |
Практическая работа «Файлы». |
|
Процедуры и функции для работы в графическом режиме (9) |
51/1 |
Модуль GRAPH. Основные
процедуры группы настройки режимов. |
52/2 |
Процедуры, используемые для построения фигур. |
53/3 |
Функции и процедуры сохранения и последующей выдачи
изображений. |
54/4 |
Установочные процедуры. |
55/5 |
Информационные процедуры и функции. |
56/6 |
Процедуры и функции вывода текста. |
57/7 |
Модуль CRT. Процедуры и
функции. |
58/8 |
Решение задач. Построение графиков. |
59/9 |
Решение задач. Построение изображений. |
|
Итоговое повторение (9) |
60/1 |
Практикум по решению задач по теме «Выбор» |
61/2 |
Практикум по решению задач по теме «Циклы» |
62/3 |
Практикум по решению задач по теме «Управляющие
структуры» |
63/4 |
Практикум по решению задач по теме «Массивы» |
64/5 |
Практикум по решению задач по теме «Массивы» |
65/6 |
Практикум по решению задач по теме «Многомерные
массивы» |
66/7 |
Практикум по решению задач по теме «Символы и строки» |
67/8 |
Практикум по решению задач по теме «Подпрограммы» |
68/9 |
Практикум по решению задач по теме «Подпрограммы» |
Организация учебного процесса
В основу организации учебного процесса положена система
лекционно-семинарских занятий. Данная система позволяет
максимально приблизить учащихся к форме обучения в высших
учебных заведениях.
Учебный процесс можно организовать в двух взаимосвязанных и
взаимодополняющих формах:
- урочной форме, когда учитель объясняет новый материал
(лекции), консультирует учащихся в процессе решения задач,
учащиеся защищают практикумы по решению задач, выполняют
практические работы;
- внеурочной форме, когда учащиеся после занятий
самостоятельно выполняют задания компьютерного практикума.
Для проверки знаний и умений учащихся осуществляется как
текущий, так и итоговый контроль. Текущий контроль уровня
усвоения материала осуществляется по результатам выполнения
учащимися практикума по каждому разделу курса. Итоговый контроль
реализуется в форме итогового практикума.
Рецензия на элективный курс«Программируем на Паскале»,
разработанный учителем информатикипервой категории МОУ «СОШ №20»
Хаустовой Т.Ф.
Представленный элективный курс рассчитан для учащихся 11
класса, ранее не изучавших программирование на Паскале. Содержит
68 часов, 2 часа в неделю. Предполагается изучение в классах
физико-математического или информационно-технологического
профилей.
Целями данного курса является развитие алгоритмического
мышления учащихся, обучение структурному программированию,
освоение всевозможных методов решения задач, реализуемых на
Паскале, углубление знаний, формирование интереса к профессиям,
связанным с программированием.
Элективный курс включает такие важные разделы как
«Управляющие структуры», «Массивы», «Символы и строки»,
рассмотрены все виды подпрограмм, «Процедуры и функции для
работы в графическом режиме».
В программе подробно представлены темы, выходящие за рамки
традиционного курса программирования: обработка символьной
информации, работа с файлами.
Положительным моментом является отведение достаточного
количества часов компьютерному практикуму, где учащимся
предоставлена возможность почувствовать себя настоящими
программистами.
Рецензент Наумова Ольга Леонидовна, учитель информатики
высшей категории МОУ «СОШ №5».
[к списку
элективных курсов]
|