Элективный курс по информатике
«Компьютерное моделирование»
(9кл)
Автор: Сурыгина В.М. (МОУ
« Зеленогорская общеобразовательная средняя школа»)
[к списку элективных курсов]
Пояснительная записка
Известно, что системный анализ – это целенаправленная творческая деятельность
человека, на основе которой обеспечивается представление объекта в виде системы.
Процессы изучения и использования свойств системы становятся определяющими и
решающими для успешной практической деятельности. Одним из современных
инструментов системного анализа и синтеза систем является информационное
(абстрактное) моделирование, проводимое на компьютерах. Информационные модели
могут имитировать существенные черты объектов-оригиналов и достаточно точно
воспроизводить их поведение.
Таким образом, выделив ключевые слова, лежащие в основе системного подхода, а
именно объект, система, информация, цель, модель, моделирование, мы приходим к
необходимости раскрытия и изучения этих понятий с использованием современных
компьютерных технологий.
Учитывая все вышесказанное, в качестве основной из целей информатики можно
выделить следующие:
Обучение системному подходу к анализу и исследованию структуры и взаимосвязей
информационных объектов, которые являются моделями реальных объектов и
процессов.
В 9-ом классе большое внимание уделяется исследованию. С этой целью учащиеся
занимаются моделированием объектов, процессов, явлений из любых предметных
областей в ранее освоенной программной среде.
Таким образом, одной из сильнейших сторон информатики является ее
интегративный характер. Используя идеологию системного подхода, можно изучать
объекты и процессы из разных предметных областей, используя для этого
современные компьютерные средства и методы. Следует отметить, продуктивный
характер подобной деятельности, в основу которой заложена ориентация на
исследование и творчество. При этом помимо развития системного мышления может
быть достигнута не менее важная цель – закрепление знаний и умений, полученных
учеником на других школьных предметах.
Цель курса – научить моделированию, подробно рассматривая каждый этап
моделирования на примере большого количества задач. Основное внимание уделяется
этапу формализации задач и разработке информационной модели изучаемого объекта
или системы. В зависимости от типа задачи моделирование проводится в системе
графического редактора, текстовом и табличном процессорах.
В основе данного курса лежит формирование теоретической базы и овладение
учащимися конкретными навыками использования компьютерных технологий в различных
сферах человеческой деятельности.
К теоретической базе мы относим знание общих принципов решения задач с
помощью компьютера, понимание того, что значит поставить задачу и построить
компьютерную модель, знание основных способов алгоритмизации. Навыки
использования информационных технологий предполагают умения работать с готовыми
программными средствами.
В соответствии с этим занятия делятся на теоретическую и практическую части.
На теоретической части создаются компьютерные модели и алгоритмы решения задач.
В ходе практических работ учащиеся пишут программы и проводят компьютерные
эксперименты.
Программа курса «Компьютерного моделирования» для 9 классов рассчитана на 18
учебных часов: 8ч. отводится на теоретические занятия и 10ч. – на компьютерные
эксперименты.
В результате изучения курса
учащиеся должны:
-
Знать классы задач,
ориентированные на моделирование в том или ином процессоре;
-
Иметь представление о
компьютерном конструировании;
-
Знать структуру информационных
моделей;
-
Знать технологию работы в той или
иной компьютерной среде;
-
Уметь составлять и проводить
поэтапное моделирование, осуществлять компьютерный эксперимент.
Касаясь методики обучения, следует сказать о необходимости активизации
познавательной деятельности, расширения и разнообразия заданий творческого
характера.
В целом же использование того или иного метода определяется характером учебного
материала.
Программа курса
«Компьютерное моделирование»
Название темы
|
Количество часов
|
Всего
|
Теория
|
Практика
|
1.
Информационные основы процессов управления.
Информационная модель
объекта.
|
1
|
1
|
-
|
2.
Представление о системе объектов.
Основы классификации объектов.
|
2
|
1
|
1
|
3. Классификация
моделей
|
2
|
1
|
1
|
4. Основные
этапы моделирования
|
2
|
2
|
-
|
5. Моделирование в среде
графического редактора
|
3
|
1
|
2
|
6. Моделирование в
среде текстового редактора
|
3
|
1
|
2
|
7. Моделирование в электронных таблицах
|
5
|
1
|
4
|
Программное обеспечение курса:
Операционная система Windows
XP, графический редактор Paint,
текстовый процессор Word
2003, табличный процессор Excel
2003.
Методическое обеспечение курса
-
Информатика. 7-9 класс. Базовый курс.(Материал для углубленного изучения) –
М.: ЛБЗ, 2001.
-
Информатика.7-9 класс. Задачник по моделированию/Под ред. Н.В.Макаровой. –
СПб.: Питер, 2001
[к списку элективных курсов]
|