А у нас компьютер в класс
 
Информатика в школе


Видео курсы для чайников фотошоп, joomla, wordpress, php, css 
  Главная  ●  Карта сайта
 
 


А у нас компьютер в класс, а у Вас?

Татьяна ГУСЕВА guseva@alfaset.ru,
Евгений МУХУТДИНОВ itstyle@alfaset.ru, учитель информатики

[к оглавлению статей]


В то время как законодатель компьютерных мод - корпорация Intel - тратит миллионы долларов на совершенствование образовательных систем во всем мире, а правительство России реализует программы компьютеризации учебных заведений, преподаватели информатики в школах российской “глубинки” продолжают бороться с информационным вакуумом, оставаясь один на один со множеством проблем. Реализуемые инициативы и программы все-таки зачастую носят локальный характер, следовательно, вопрос приобщения к информационно-коммуникационным технологиям на местах продолжает остро стоять и в настоящий момент. Почему же после окончания школы (а иногда и ВУЗ’а) выпускники не в состоянии плодотворно трудиться по причине крайне низкой подготовки в IT-области?

Около 20 лет назад с введения нового учебного предмета “Информатика” в России началась так называемая информатизация образования. Много воды утекло с тех пор, но и сегодня статистика, подтвержденная данными Всемирного банка, просто плачевна: в среднем один компьютер приходится на 50 российских школьников. В итоге всего 55%(!), то есть чуть больше половины выпускников российских школ умеют работать с ПК.

Разрыв в уровне компьютерной оснащенности школ очень заметен между столицей и периферией. По данным, полученным в ходе реализации программы Intel® “Обучение для будущего”, в Москве персональные компьютеры имеются в 47% школ, в других больших городах РФ – всего в 22%, а в селах этот показатель составляет всего 6%. Чем не первопричина “цифрового неравенства”?

Нельзя сказать, что государство не предпринимает никаких шагов по улучшению ситуации. Вот только насколько они действенные? Так, в ходе начавшейся в 2001 году президентской программы “Компьютеризация сельских школ” современные ПК были направлены соответствующим адресатам. К сожалению, во многих сельских учебных заведениях так называемые “путинские” компьютеры сразу же оказались в руках школьных бухгалтеров, и ученики их даже не увидели.

Неудивительно, что президентской инициативы здесь явно недостаточно. В некоторых школах за единственным IBM PC собирается до 15(!) человек. Как и что можно преподавать в подобных условиях, совершенно непонятно.

Хотя тут вопрос скорее “политический”. По большому счету многое зависит от руководства, ведь иногда администрация школы рассматривает ПК как некую материальную ответственность, отягощающую баланс и ежегодную отчетность. Судите сами: в результате принудительной компьютеризации в распоряжение учителя информатики попадает класс с безумно дорогим оборудованием. Естественно, руководству учебного заведения в обязательном порядке необходимо найти средства на железную дверь, решетки на окна, а в идеале и на сигнализацию. Кстати, трудно представить, что реально в сельских школах происходит и с вопросами сервисной поддержки, да и на ремонт ПК денег также обычно никто не выделяет. В общем, с появлением в школе компьютеров у администрации, как правило, возникает множество дополнительных проблем. 

Идем дальше. Ситуация с использованием компьютеров в школе на благо, к примеру, фундаментальных наук воистину тупиковая. Даже в московских школах компьютеры применяются, в основном, лишь на уроках информатики. В чем причины? Кроме катастрофической нехватки компьютеров налицо отсутствие готовности большинства учителей к использованию IT-технологий в своей работе, недостаток необходимых специализированных программных продуктов. К счастью, сегодня производители ПО, изучив нужды школы и решив вопросы с использованием ПК в коллективном учебном процессе, уже предлагают приемлемые варианты. Но тут мы опять встаем на зыбкую почву проблем, связанных с финансированием.

О каком использовании компьютеров в межпредметных областях может идти речь, если в примерном базисном плане, в частности, по Волгоградской области на 2006-2007 учебный год, обязательными являются уроки информатики в смехотворных объемах: в 8 классе – 1 академический час в неделю, в 9 классе – 2 часа, в 10-11 классах - 1 час?! В наше время, откровенно говоря, этого недостаточно. Для сравнения, только на изучение Microsoft Office (Word, Excel, основы Internet) в международном образовательном центре компьютерных технологий Aptech СГТУ отводится около 40 часов. 

Чему же педагоги учат детей за столь ограниченное время? Вопрос, конечно, интересный. Проконтролировать этот процесс администрация школы практически не в состоянии, так как для этого надо овладеть целой наукой. Получается, чему хотят, вернее, что сами знают, тому и учат. И здесь ситуация совсем тупиковая, состоящая из множества нюансов. Приведем лишь некоторые из них.

Во-первых, это выбор оптимального учебника. Представляете, некоторые экземпляры, входящие в федеральный перечень учебников по информатике, перепечатываются без изменений аж с 1998 года! Закон Мура, видимо, здесь отдыхает. Трудно представить, насколько морально устаревшими они являются в настоящее время и чему могут научить современных школьников.

Во-вторых, зачастую в районах нет методического объединения учителей информатики. Как же тогда обмениваться опытом, совершенствоваться, да и просто общаться с коллегами на темы, так или иначе связанные с вопросами преподавания этого предмета?

В-третьих, отсутствие в школах доступа к Интернет элементарно лишает возможности восполнить создавшийся информационный вакуум. Если всего 20% школьных компьютерных классов России подключено к глобальной сети, сколько из них приходится на сельские школы? Кстати, даже если компьютерный класс и имеет спутниковый доступ к Интернет, иногда возможность работы в сети предоставляется лишь на паре-тройке образовательных сайтов.

Получается, что полная обособленность преподавателей информатики и отсутствие единого подхода к преподаванию этого предмета в школе приводят к невозможности объективного анализа результатов обучения и предоставления качественного IT-образования в подавляющем большинстве российских сел. Вот и приходится сельским учителям информационных технологий “ломать” голову над тем, как же в подобных условиях помочь каждому ученику максимально реализовать свои возможности, чтобы выпускники школ были востребованными в современном “цифровом” мире.

Совершенно очевидно, что ждать каких-то конструктивных шагов “сверху” в настоящее время не стоит. В сложившейся ситуации сельские учителя информатики стремятся наладить общение с теми, кто может оказать посильную помощь в улучшении качества компьютерной грамотности на селе. И здесь речь не идет исключительно о материальной помощи, хотя какая же из школ откажется от спонсорской поддержки со стороны известной зарубежной фирмы? Порой для решения наболевших проблем достаточно элементарного общения одного сельского учителя информатики с другим “вживую” или при помощи Интернет, как, это, например, реализовано на сайте http://inf777.narod.ru. Обидно только, что вновь все держится исключительно на энтузиазме отдельных педагогов!

"АйТиСтиль" №6 (12) октябрь 2005

                             

[к оглавлению статей]

 

Книжные новинки
Как сделать свой сайт и заработать на нем Е. Мухутдинов
Копилка
Рабочие программы
Проекты MS Office
Презентации
Открытые уроки
Экзаменационные билеты
Элективные курсы
Бесплатный soft
 Инструкции по ТБ
Подготовка к олимпиадам по информатике
Методика подготовки
"Золотые" алгоритмы
Простые задачи для начинающих
Олимпиадные задачи с решениями
Книги
Среда программирования
Обучение программированию на С++
Справочник по языку Pascal
Обучение
Подготовка к ЕГЭ
Создание сайтов
Уроки FrontPage
Уроки Word 2003
Создание игр на Delphi
Печатаем вслепую

Информация

Наши интервью
Книга почета
Курсы повышения квалификации
Электронная библиотечка
Книжная полка
Статьи
Полезные ссылки
Обратная связь

Конкурсы

Олимпиада
Фотоконкурс
VIP
Персональный раздел профессора
Макаровой Н.В.
Персональный раздел профессора
Смыковской Т.К.