Информатизация образования
 
Информатика в школе


Видео курсы для чайников фотошоп, joomla, wordpress, php, css 
  Главная  ●  Карта сайта
 
 

Информатизация образования. Взгляд из глубинки.

 

Евгений Мухутдинов

[к оглавлению статей]

В Концепции информатизации сферы образования РФ принятой Министерством образования РФ в 1998 году дано следующее определение: "Информатизация образования понимается как процесс, направленный на реализацию замысла повышения качества содержания образования, проведение исследований и разработок, внедрение, сопровождение и развитие, замену традиционных информационных технологий на более эффективные во всех видах деятельности в национальной системе образования России"

На этой странице, я попытаюсь изложить свою точку зрения на то, что происходит в Волгоградской области в плане информатизации образования. Как Вы уже поняли из заголовка страницы, то мнение будет высказано жителем самой, что не наесть российской глубинки.  "Житель глубинки" и автор сайта - одно и тоже лицо.

Появлению этой статьи послужил тот факт, что, на мой взгляд, проблемам  информатизации образования  в Волгоградской области уделяется не достаточное внимание. С удивлением узнал, что в областном комитете по образованию нет даже специалиста, который бы отвечал за вопрос информатизации школ. Уже этот факт говорит о многом.

О положении дел в самом Волгограде, я могу судить лишь косвенно. Если заглянуть на сайт конкурса интернет-сайтов «Электронный Волгоград-2005», то можно с радостью констатировать тот факт, что в нем участвует много учащихся Волгоградских школ и колледжей. Многие ученические сайты сделаны на не плохом уровне. Но возникает вопрос: «Где же сайты учеников других районов Волгоградской области?» Организатором конкурса является  администрация города Волгограда, а почему в этом весьма полезном начинании не участвует областная администрация?

Хочется надеяться, что в обозримом будущем подобный конкурс будет организован и для учащихся сельских районов области.

Давайте теперь разберемся, как идет процесс информатизации образования на селе. Рассмотрим этот процесс на примере моего села и района, в котором я проживаю.

В начале несколько слов о Старополтавском районе Волгоградской области. Множество раз слышал от знакомых, как они с некоторой обидой рассказывали о том, что в Волгограде порой и не знают о существовании такого района в области. 

Ну, что ж... после прочтения этих слов будут знать. Итак, краткая справка. 

Старополтавский район находится в заволжской части Волгоградской области. Районный центр - рабочий поселок Старая Полтавка. Расстояние до ближайшей железнодорожной станции Гмелинка - 45 км. Расстояние до областного центра - 370 км. В районе 18 сельских администраций, в которые входят 40 населенных пунктов. Территория района - 4077 кв. км. Население - 24,2 тыс. человек.

Сам же я проживаю в селе Новый Тихонов, которое расположено  в 46 км южнее районного центра. Население села всего-навсего 430 человек. Количество учеников в школе - 72 человека. Учеников мало, но и у них должна быть возможность получить качественное образование. Не последнюю роль в этом играет доступность информационных ресурсов. 

Информатизацию образования на селе, я связываю, в первую очередь с компьютеризацией школ и возможностью получения информации из Интернет. В целом, по Старополтавскому району Волгоградской области, процесс компьютеризации школ идет не плохо. Во многих школах есть компьютерные классы, хотя есть и школы, в которых до сих пор имеется единственный IBM PC компьютер, полученный по президентской программе.

Как-то в районном центре столкнулся с учителями одной из школ. В процессе общения узнал, что среди них есть и учитель информатики. Поскольку в районе нет методического объединения учителей информатики, решил не упускать возможность пообщаться с коллегой. В процессе общения узнал, что во время урока информатики, за единственным компьютером собирается до 15 учеников!!! На мой вопрос: "Как же вы работаете?", получил ответ: "Вот так и работаем".

В школе, в которой я работаю учителем информатики, с компьютерной техникой обстоит все даже очень не плохо. В компьютерном классе установлены пять IBM совместимых компьютеров, два из  которых собраны на базе процессоров Pentium IV, а три на базе процессоров AMD Sempron. В классе имеется лазерный принтер и планшетный сканер. 

Все это замечательно, но в наше время компьютер без возможности выхода в Интернет - это половина компьютера. А вот выход в Интернет, для нашей школы пока закрыт. В свое время, года два назад, смотрел информационную передачу, в которой президент Путин давал указание в течение года обеспечить всем сельским школам выход во всемирную сеть. Первоначально дело вроде пошло. Две школы района подключили к сети Интернет при помощи спутниковой связи, но на этом все и закончилось.  Как оказалось в последствии, бесплатный выход возможен только на образовательный сайт. 

Для получения оперативной информации приходиться пользоваться домашним компьютером с коммутируемым доступом к сети. Что же представляет из себя "окно в мир" из конкретно взятого села? Представьте себе, что реальная скорость передачи данных на настоящее время составляет менее 1 килобайта\сек. Причина обычная для российских телефонных линий - высокий уровень шумов (на модем грешить не приходиться т.к. установлен ZyXel NEO).

Не смотря даже на крайне низкую скорость передачи данных, удается находить информацию, которая весьма  полезна в процессе образования. Хотелось бы иметь возможность «скачивать» «тяжелые»  программы, ведь в сети есть очень много полезных приложений для школьных учителей. К сожалению, это возможно только при наличии высокоскоростного доступа к сети Интернет.

Улучшить грамотность, как учащихся так и учителей, в  области информационных технологий могли бы домашние компьютеры. Много ли их в сельской местности? Отследить эту ситуацию, по понятным причинам,  я могу только в своем селе. Итак, домашних IBM PC  в селе Новый Тихонов всего два: один у меня и один у моего предшественника - учителя, который вел информатику в школе до меня. 

Что же это за компьютеры? Если Вы подумали, что у меня, как у учителя информатики, имеется довольно мощная система, то Вы ошиблись. У меня всего лишь на всего IBM PC на базе процессора Intel Celeron-466 с 128 Мб оперативной памяти и жестким диском емкостью... 4,3 Гб, монитор 15" CRT.  Хотелось бы конечно что-то пошустрей, но... хочу хотя бы пока приобрести «нормальный» жесткий диск. 

С конфигурацией второго  компьютера дело обстоит намного лучше. Это IBM PC на базе процессора Intel Celeron-2000 c 256 Мб оперативной памяти и жестким диском  40Гб. Монитор 15" LCD.

Что мы имеем в итоге? Два домашних компьютера на 430 человек населения - результат удручает. Применительно к школе получается, что компьютеры дома есть только у 4,16 % учеников. Но у Вас, не должно возникнуть мнения, будто  родители учеников  не понимают, что умение обращаться с компьютерной техникой - необходимость. Все прекрасно понимают, что в современных условиях развития информационных технологий, компьютер должен быть в семье каждого ученика. Но кто может позволить приобрести себе компьютер при зарплате 1000 рублей в месяц? Многие из родителей учеников вообще безработные. 

В заключение, хотелось бы затронуть вопросы, касающиеся еще двух не маловажных составляющих процесса информатизации образования: повышение квалификации педагогических кадров и организацию рационального и эффективного использования компьютерной техники в учебно-воспитательной работе учреждений образования.

Эти аспекты тесно взаимосвязаны между собой, ведь о каком эффективном использовании компьютеров может идти речь, если некоторые учителя боятся к ним подходить. Кто-то из учителей вообще считает, что и без компьютеров можно прекрасно обходиться.

Поскольку сайт, посвящен вопросам касающимся информатики, то коснусь лишь темы повышения профессионального уровня учителей информатики.

Процесс информатизации образования не возможен без повышения квалификации педагогических кадров. Что делается в этом плане в нашем районе? Если судить о повышении квалификации учителей информатики, то немного. Основная причина в том, что в районном комитете  по образованию нет человека,  который бы мог эту самую квалификацию повышать.

Подводя итоги всему сказанному, считаю, что хоть процесс информатизации образования  «пошел», но слишком низкими темпами. Необходимы большие усилия, чтобы выпускники российских школ были востребованы на мировом рынке труда. Промедление в этом вопросе крайне негативно сказываются на качестве образования в целом.

Давайте надеяться, что процесс информатизации образования из деклараций превратиться в реальный инструмент повышения образования  в России.

Что же касается каждого отдельно взятого учителя информатики, то он в сложившихся обстоятельствах должен заниматься самообразованием. На своем сайте, постараюсь размещать информацию, которая поможет в этом процессе.

Если кто-то захочет рассказать о своих проблемах или достижениях на поприще преподавания информатики в школе, то напишите мне письмо.  

[к оглавлению статей]

 

Книжные новинки
Как сделать свой сайт и заработать на нем Е. Мухутдинов
Копилка
Рабочие программы
Проекты MS Office
Презентации
Открытые уроки
Экзаменационные билеты
Элективные курсы
Бесплатный soft
 Инструкции по ТБ
Подготовка к олимпиадам по информатике
Методика подготовки
"Золотые" алгоритмы
Простые задачи для начинающих
Олимпиадные задачи с решениями
Книги
Среда программирования
Обучение программированию на С++
Справочник по языку Pascal
Обучение
Подготовка к ЕГЭ
Создание сайтов
Уроки FrontPage
Уроки Word 2003
Создание игр на Delphi
Печатаем вслепую

Информация

Наши интервью
Книга почета
Курсы повышения квалификации
Электронная библиотечка
Книжная полка
Статьи
Полезные ссылки
Обратная связь

Конкурсы

Олимпиада
Фотоконкурс
VIP
Персональный раздел профессора
Макаровой Н.В.
Персональный раздел профессора
Смыковской Т.К.