Элективный курс по информатике "Компьютер для журналиста"
 
Информатика в школе


Видео курсы для чайников фотошоп, joomla, wordpress, php, css 
  Главная  ●  Карта сайта
 
 

Элективный курс по информатике "Компьютер для журналиста"

С. В. Крячко, учитель СОШ № 14 «Зеленый шум» г. Волжского

[к списку элективных курсов]

Курс прошел экспертизу в ВГИПК (Волгоградский государственный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования).  Опубликован   в приложении №51 2006 г. к журналу "Учебный год".

 

 

Пояснительная записка


В связи со стремительным расширением мира информационных технологий все большее число компаний, государственных учреждений и частных лиц, не имевших прежде оснований к ис­пользованию компьютера в своей трудовой деятельности, начинают его осваивать. Многие рассматривают эффективную работу на компьютере как возможный и важный путь для бизнеса и предос­тавления рекламы потенциальным клиентам.


Одна из задач профильной школы  содействовать воспитанию нового поколения, отвечающего по своему уровню развития и образу жизни условиям информационного общества.
Казалось бы, кем, если не гуманитарием, должен быть человек, желающий связать свою жизнь с профессией журналиста. Но в наш бурный информационный век даже люди такой специальности не могут стать востребованными   в обществе, не овладев современными информационными технологиями для поиска, обработки, хранения и передачи информации другим людям, что является элементами информационной компетенции  одной из ключевых компетенций старшей профильной школы.


Одним из условий образовательной компетентности ученика современной школы является умение представлять информацию в виде, удобном для восприятия и использования другими людьми.


Основа курса  личностная, практическая и продуктивная направленность занятий. Одна из целей обучения  предоставить ученикам возможность личностного самоопределения и самореа­лизации по отношению к стремительно развивающимся информационным технологиям и ресурсам. Для достижения данной цели необходимо, чтобы при изучении общих для всех информацион­ных технологий каждый учащийся мог создавать личностно зна­чимую для него образовательную продукцию. Такой продукцией в данном курсе являются сначала простейшие заметки, репортажи, интервью, статьи, отчеты, рецензии, очерки, эссе, фельетоны, а за­тем и более сложные  личные творческие досье в виде брошюры с творческими и аналитическими работами, номер газеты.


Освоение знаний осуществляется в ходе разработки ученика­ми работ на темы, которые они определяют для себя самостоятельно. Такой подход гарантирует повышенную мотивацию и результативность обучения.


Необходимость создания данного элективного курса заключа­ется в том, что количество часов, предусмотренное в базовом курсе на овладение технологиями обработки, накопления и поиска информации, предполагает первичное ознакомление с программами и принципами обработки данных. Поэтому данный курс направлен на выработку устойчивых навыков использования компьютерных технологий в журналистской деятельности.


Темы занятий, вошедшие в данный курс (использование сканера, программ-переводчиков), частично представлены в базовом курсе вскользь. Такие темы занятий, как «Основы издательской деятельности», не представлены вовсе. Темы «Работа с текстовым документом Word», «Поиск информации в Internet», «Электронная почта» представлены хорошо, но изученный материал в данном курсе дополняется и используется для выполнения индивидуальных и групповых долгосрочных проектов.


Программа курса создана для интеграции с элективным курсом «Азбука журналистики» О. И. Лепйлкиной, Е. Ю. Умновой, И. А. Горюновой, А. Е. Зимина. Предполагается, что все творче­ские практикумы, а также учебные блоки по выбору, предусматривающие создание журналистской продукции, ученики выполнят, используя компьютер. Результатом их работы будут печатная статья, брошюра, газета и др. Курс рассчитан на учащихся, желающих продолжить свою учебу в классе с гуманитарным профилем.


Курс включает в себя теоретическую и практическую части, интегрированные друг в друга. Учащимся начитывается теоретический материал по теме, проводится ряд практических занятий по освоению инструментов, после чего выделяется время для самостоятельного выполнения печатного или электронного издания.


В выполнении практической работы есть особенности, на которые необходимо обратить особое внимание: предварительная подготовка и наличие социального заказчика.


Предлагаемая программа рассчитана на 1 год обучения (35 часов, 1 час в неделю).
Цели курса:

  1. сформировать у учащихся элементы информационной и телекоммуникационной компетенций для дальнейшего эффективно­го использования компьютерных технологий при самостоятельном изучении и углублении знаний в области журналистики;
  2. помочь в овладении современными средствами поиска, об­работки, хранения и передачи информации в рамках профессии журналиста;
  3. познакомить с технологиями издательской деятельности.

 

Задачи обучения:


1. Восполнить пробелы предыдущей подготовки, способствовать изучению новых возможностей и овладению практическими навыками работы в программных средствах:

  • по поиску интересующей информации в Internet;
  • по преобразованию информации, хранящейся на бумажных носителях, в цифровой вид;
  • по переводу текстов с одного языка на другой;
  • по набору, редактированию, форматированию и верстке заметок, репортажей, интервью, статей и подготовке их к печати.

2. Показать типичные для данной профессии виды деятельно­сти.
3. Дать возможность проявить себя и добиться успеха.
4. Сформировать типичные для выбранного вуза способы учебной деятельности.
5. Предоставить сведения о художественном дизайне макета
печатного издания.
6.  Привить практические навыки создания макета печатного
издания.


Требования к знаниям и умениям

Учащиеся должны знать:

  • этапы подготовки текстовых документов;
  • виды и структуры текстовых документов;
  • возможности текстового редактора Word по созданию, редактированию, форматированию, подготовке к печати документов;
  • возможности компьютерных сетей, телекоммуникаций, электронной почты и программ-переводчиков;
  • возможности программного обеспечения для сканера при работе с текстом, основных программ подготовки полиграфиче­ских изданий;
  • основные понятия издательского дела, технического и ху­дожественного дизайна: характеристики шрифтов, абзацев, страниц, назначение графического редактора, стиля документа;
  • основные операции, правила верстки полиграфического издания.


Учащиеся должны уметь:

  • использовать персональный компьютер, периферийные устройства в журналистской деятельности;
  • создавать, сканировать, переводить тексты с одного языка на другой;
  • редактировать, сохранять документы в текстовом редакторе Word, устанавливать параметры страницы, задавать функцию автопереноса, проверять орфографию, форматировать абзац, создавать и изменять стиль, работать с таблицами (создать, заполнить, редактировать), выполнять многоколоночную верстку, уметь оформлять прямую речь, цитаты, списки литературы, заголовки, подзаголовки, сноски, закладки, нумерацию страниц, пунктов, примечаний, приложений; сохранять и выводить документы на печать, оформлять на компьютере документы в виде статей, брошюр, газет и др.;
  • работать с электронной почтой, настольной издательской системой, со сканером;
  • использовать графические средства для оформления макетов;
  • подготовить простейший макет в настольной издательской системе;
  • создавать, оформлять электронные документы, готовить публикацию документов.


Виды деятельности учащихся

Предполагается применение технологий личностноориентированного и деятельностного подходов. При освоении новых знаний необходимо учитывать различные механизмы психики  такие, как память, восприятие, внимание, способность прогнозирования, осмысление и др. Возможности компьютерных технологий позволяют индивидуализировать процесс обучения, когда каждый учащийся обучается, исходя из собственных возможностей, в выбранном им темпе.


Практическая работа:

  • самостоятельная работа с источниками;
  • проектная деятельность;
  • групповая работа.


Для подтверждения своей успешности в будущем профессиональном обучении или выбранной профессиональной сфере каж­дый учащийся в процессе обучения выполнит следующие работы:

  • компьютерные и печатные варианты собственных заметок, репортажей, интервью, статей, отчетов, рецензий, очерков, эссе, фельетонов;
  • личное творческое досье в виде брошюры с творческими и аналитическими работами;
  • групповая работа  газетный номер.


Критерии оценки успешности в изучении данного курса: выполнение заданий обычной сложности - 30-50 баллов, повышенной (например, верстка брошюры, газеты) - до 100 баллов. Набранные за время обучения баллы должны дать одну из оценок: «зачтено», «хорошо», «отлично».


Учебно-тематический план


№ п/п

Тема

Кол-во часов

Вид занятия

Компьютерные коммуникации (5 ч.)

1.

Обзор программных средств компью­терных коммуникаций

1

Лекция, прак-тич. занят.

2.

Поиск информации к деловой игре «Трансформация информации», к ток-шоу «Нужна ли цензура отечественным СМИ?»

1

Лекция, прак-тич. занят.

3.

Поиск информации к дискуссиям «Ка­кая информация нужна аудитории?», «Можно ли считать толерантной газету «...»?»

1

Лекция, прак-тич. занят.

4.

Основные возможности Outlook Express

1

Лекция, прак-тич. занят.

5.

Проведение опроса общественного мнения с использованием компьютер­ных коммуникаций

1

Лекция, прак-тич. занят.

Работа с программой компьютерного перевода текста PROMT (2 ч.)

6.

Ознакомление с общими функциями и возможностями системы компьютерно­го перевода Ргопн

1

Лекния, прак-тич. занят.

7.

Работа со специализированными слова­рями, создание пользовательского сло­варя, ввод незнакомых слов в пользова­тельский словарь

1

Лекция, прак-тич. занят.

Работа со сканером (3 ч.)

8.

Этапы ввода документов в компьютер через сканер

1

Лекция, прак-тич. занят.

9.

Подбор параметров сканирования для различных видов текста

1

Лекция, прак-тич. занят.

10.

Редактирование распознанного текста в \Уог<1

1

Лекция, прак-тич. занят.

Работа с текстовым редактором WORD (9 ч.)

11.

Ввод, редактирование, форматирование текста

1

Лекция, прак-тич. занят.

12.

Элементы оформление издания

1

Лекция, прак-тич. занят.

13-14

Создание деловых документов с помо­щью мастера

2

Лекция, прак-тич. занят.

15.

Рассылка почты с помощью ассистента слияния

1

Лекция, прак-тич. занят.

16.

Работа с документами большого объема

1

Лекция, прак-тич. занят.

17-18

Ввод и редактирование творческой ра­боты, публичного выступления

2

Практич. занят.

19.

Форматирование творческой работы

1

Практич. занят.

20.

Подготовка документов к печати и пе­чать их

1

Практич. занят.

Введение в издательскую деятельность (2 ч.)

21.

Введение в издательскую деятельность.

1

Лекция

22.

Правила оформления буклета, брошю­ры, книги, журнала, рекламного листа

1

Лекция

 WORD как настольная издательская система (3 ч.)

23.

Подготовка творческого досье к элек­тронной верстке

1

Лекция, прак­тич. занят.

24.

Электронная верстка текста

1

Лекция, прак­тич. занят.

25.

Оформление творческого досье в виде брошюры

1

Практич. занят.

Настольная издательская система PAGEMAKER (10 ч.)

26.

Знакомство с основными возможностя­ми программы PageMaker

1

Лекция, прак­тич. занят.

27.

Формат страницы, поля отступа, мас­штаб отображения страницы и др.

1

Лекция, прак­тич. занят*

28.

Ввод текста, представление текстового блока на монтажном столе

1

Лекция, прак­тич. Занят

29.

Графические объекты, контуры, рамки с тенью, размещение текста в колонках

1

Лекция, прак-тич. занят.

30.

Импортирование текста из файла

1

Лекция, прак-тич. занят.

31.

Работа над групповым проектом «Но­мер газеты»: набор и редактирование текста

1

Лекция, прак-тич. занят.

32

Работа над групповым проектом «Но­мер газеты»: форматирование и разме­щение текста в номере

1

Практич. занят.

33

Работа над групповым проектом «Но­мер газеты»: оформление газеты

1

Практич. занят

34.

Работа над групповым проектом «Но­мер газеты»: подготовка к печати

1

Практич. занят

35.

Представление творческих работ

1

Защита проек­тов


Содержание курса "Компьютер для журналиста"

Раздел I
Компьютерные коммуникации (5 ч.)
Назначение и возможности различных сервисов 1Шегпег. От­крытие файла в формате HTML разными способами с помощью браузера Internet Explorer, сохранение адресата файлов в папке ИЗБРАННОЕ, работа с панелями браузера, сохранение Интернет-страницы в текстовом формате, перемещение по гиперссылкам внутри сайта и между сайтами, поиск нужной информации в Интернет, встроенные поисковые системы, поиск людей в WEB, поиск с помощью электронной почты, мгновенный обмен сообщениями, интерактивные беседы, участие в Internet Relay Chat.


Основные возможности Outlook Express, создание, прочтение, отправление электронных сообщений, ответ на почтовое сообщение, работа с адресной книгой, обработка почты, почтовые вложения, спам и вирусы в письме, почтовый этикет.


Практические зачетные работы к разделу I: поиск информации к деловой игре «Трансформация информации», к дискуссиям «Какая информация нужна аудитории?», «Можно ли считать толерантной газету «...»?», к ток-шоу «Нужна ли цензура отечественным СМИ?», проведение опроса общественного мнения с использованием компьютерных коммуникаций.

Работа с программой компьютерного перевода текста PROMT (3 ч.)

Ознакомление с общими функциями и возможностями системы компьютерного перевода Promt, создание документа, подготовка его к переводу и выполнение перевода текста, работа со специализированными словарями, создание пользовательского словаря, перевод файла из Интернета, ввод незнакомых слов в пользовательский словарь.


Работа со сканером (3 ч.)

Назначение и основные функции, вид окна программы Fine Reader, этапы ввода документов в компьютер через сканер: сканирование, распознавание, проверка, сохранение; подбор параметров сканирования для простого письма, текста в одну колонку, многоязычного документа, книжного разворота, сложной журналистской страницы, газетной страницы, простой таблицы, документа, использующего декоративные шрифты; редактирование распознанного текста в Word

.
Раздел II

Работа с текстовым редактором WORD (9 ч.)

Основные сведения о подготовке текстовых документов. Ввод и редактирование текстов. Проверка правописания. Форматирова­ние текста. Работа с блоками, окнами. Использование различных шрифтов. Контекстный поиск и замена. Расположение текста на нескольких уровнях строки. Элементы оформления издания (колонтитулы, буквица, логотипы). Работа с графикой, объектами, таблицами. Создание и редактирование деловых документов: деловое письмо, служебная записка, фирменный бланк, резюме, пове­стки дня. Рассылка почты при помощи Ассистента слияния в Word), работа с документами большого объема, понятие главного и подчиненного документов, создание обычных и концевой сносок, использование закладок и перекрестных ссылок, работа с исправлениями. Создание стилей. Электронная верстка. Подготовка документов к печати. Печать документов.


Практические зачетные работы к разделу II: набор, редактирование, форматирование, печать творческих работ, подготовка материала к публичному выступлению.



Раздел III

Введение в издательскую деятельность (3 ч.)

Классификация полиграфических изданий. Электронные издания. Правовые основы издательской деятельности. Обязательные атрибуты издания. Правила оформления (буклет, брошюра, книга, журнал, рекламный лист). Технические правила редактирования. Терминология. Форматы страниц. Форматирование текста. Работа со шрифтами. Стиль документа.


WORD как настольная издательская система (3 ч.)

Предварительные сведения о настольных издательских системах. WORD как настольная издательская система. Электронная верстка текста. Титульный лист, создание стилей, многооконный набор, колонтитулы, сноски, оглавление, списки, библиография, подготовка оригинал-макета. Технология создания газеты, журнала.

Практические зачетные работы к разделу III: набор, редактирование, форматирование, печать заметок, репортажей, интервью, статей, отчетов, рецензий, очерков, эссе, фельетонов, оформление и печать личного творческого досье (с творческими и аналитическими работами) в виде брошюры.


Раздел IV.

Настольная издательская система PAGEMAKER (10 ч.)

Знакомство с основными возможностями программы Page Maker. Сравнительная характеристика издательской системы Page Maker и текстового процессора Word. Выбор формата страницы, установка полей отступа, изменение параметров документа, переход на другую страницу, изменение масштаба отображения страницы, ввод текста, перемещение текстового блока, изменение размеров текстового блока, форматирование абзацев, представление текстового блока на монтажном столе, использование направляющих линий, добавление линий, выделение и редактирование графических объектов, добавление контуров, создание рамки с тенью, размещение текста в колонках, размещение графических объектов, вращение текста, создание рамки титульного листа публикации, импортирование текста в публикацию из файла, вставка страниц в публикацию, просмотр созданной публикации, подготовка документов большого объема.


Практическая зачетная работа к разделу IV: набор, редактирование, форматирование, подготовка к печати группового про­екта «Номер газеты».

[к списку элективных курсов]


Книжные новинки
Как сделать свой сайт и заработать на нем Е. Мухутдинов
Копилка
Рабочие программы
Проекты MS Office
Презентации
Открытые уроки
Экзаменационные билеты
Элективные курсы
Бесплатный soft
 Инструкции по ТБ
Подготовка к олимпиадам по информатике
Методика подготовки
"Золотые" алгоритмы
Простые задачи для начинающих
Олимпиадные задачи с решениями
Книги
Среда программирования
Обучение программированию на С++
Справочник по языку Pascal
Обучение
Подготовка к ЕГЭ
Создание сайтов
Уроки FrontPage
Уроки Word 2003
Создание игр на Delphi
Печатаем вслепую

Информация

Наши интервью
Книга почета
Курсы повышения квалификации
Электронная библиотечка
Книжная полка
Статьи
Полезные ссылки
Обратная связь

Конкурсы

Олимпиада
Фотоконкурс
VIP
Персональный раздел профессора
Макаровой Н.В.
Персональный раздел профессора
Смыковской Т.К.